Аппарат Правительства Московской области

Правительство Московской области

Вопросы потребительского рынка

 1. Порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции

Вопрос 1. В каких случаях необходимо представлять оригиналы документов для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции?
Ответ:
Статьей 5 Закона Московской области от 26.11.2005 № 248/2005-ОЗ «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Московской области» установлен перечень документов, предоставляемый в лицензирующий орган для получения лицензии. Копии документов, установленных частью 1 указанной статьи, представляются вместе соригиналами, если они не заверены нотариально.
При этом необходимо учитывать, что такие документы, как справка налогового органа об отсутствии у соискателя лицензии просроченной задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней, справка об оплате уставного капитала (уставного фонда) и согласование мест размещения территориально обособленных объектов организации-соискателя лицензии, выданные уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Московской области, на территории которого планируется осуществление лицензируемой деятельности, предоставляются только в оригинале.

Вопрос 2. В каких случаях необходимо переоформлять лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, и какой порядок переоформления установлен законом?

Ответ
:
Порядок переоформления лицензии регламентирован статьей 7 Закона Московской области от 26.11.2005 № 248/2005-ОЗ «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Московской области».
Лицензия на розничную продажу подлежит переоформлению в следующих случаях:
1.     реорганизация юридического лица,
2.     изменение наименования юридического лица;
3.     изменение места нахождения юридического лица;
4.     изменение мест нахождения территориально обособленных объектов юридического лица;
5.     изменение иных указанных в лицензии сведений;
6.     утрата лицензии.
Лицензиат обязан в тридцатидневный срок со дня возникновения указанных обстоятельств подать заявление в лицензирующий орган о переоформлении лицензии.
В случае изменения наименования юридического лица (без его реорганизации), изменения места его нахождения или указанных в лицензии мест нахождения его территориально обособленных объектов, изменения иных указанных в лицензии сведений или ее утраты, переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации-лицензиата с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии.
Переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии в лицензирующий орган (кроме случаев утраты лицензии). При этом переоформление лицензии осуществляется в течение тридцати дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.
До принятия решения лицензирующим органом о переоформлении лицензии либо об отказе в ее переоформлении лицензиат или его правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии.

Вопрос 3. Какие документы необходимо представлять в случае переоформления лицензии в связи с реорганизацией юридического лица и необходимо ли в данном случае оплачивать лицензионной сбор?

Ответ
.
Формы реорганизации юридических лиц установлены статьей 57 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона Московской области от 26.11.2005 № 248/2005-ОЗ «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Московской области» в случае реорганизации юридического лица переоформление лицензии проводится в порядке, установленном для ее получения.
Правопреемник организации, имеющей лицензию, предоставляет документы, установленные статьей 5 Закона Московской области от 26.11.2005 № 248/2005-ОЗ «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Московской области», для получения лицензии и документы, подтверждающие реорганизацию юридического лица.
Оплата лицензионного сбора при переоформлении лицензии не предусмотрена законом.

Вопрос 4. У организации изменилось местонахождение. Какие документы необходимо представить в лицензирующий орган для переоформления лицензии?

Ответ.
Организация обязана в тридцатидневный срок с даты изменения места нахождения представить в лицензирующий орган решение о внесении изменений в учредительные документы, изменения к учредительным документам и (или) учредительные документы в новой редакции и документ (документы), подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Формы документов, подтверждающих факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

Вопрос 5. В какие сроки и на основании каких документов возможно продлить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции?
Ответ.

Порядок продления лицензии регламентирован статьей 8 Закона Московской области от 26.11.2005 № 248/2005-ОЗ «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Московской области».
Для продления лицензии необходимо не менее чем за 15 дней до даты окончания срока действия лицензии представить в лицензирующий орган заявление на продление срока действия лицензии, справку об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов и оригинал лицензии.

Вопрос 6. Какой порядок оплаты лицензионного сбора за выдачу и продление лицензий установлен законом?
Ответ.

Порядок оплаты лицензионного сбора регламентирован статьей 12 Закона Московской области от 26.11.2005 № 248/2005-ОЗ «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Московской области».
Лицензионный сбор за выдачу лицензии вносится соискателем лицензии (лицензиатом) самостоятельно в течение 5 рабочих дней со дня принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии.
Такой же порядок оплаты установлен и за продление срока действия лицензии.
Реквизиты для оплаты лицензионного сбора предоставляются при подаче документов на выдачу и продление лицензии в управлении лицензирования Министерства потребительского рынка и услуг Московской области.
Лицензионный сбор оплачивается юридическим лицом, в отношении которого принято решение о выдаче (продлении) лицензии, платежными поручениями.

Вопрос 7. Каким документом установлен статус поселений, входящих в состав муниципального образования?
Ответ.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в Московской области приняты законы о статусе и границах муниципальных образований по каждому муниципальному образованию – муниципальному району и городскому округу. В указанных законах перечислены муниципальные образования и определен их статус (городские или сельские), а также указаны населенные пункты, входящие в состав муниципальных образований.

Вопрос 8. Каким документом установлена обязанность организаций, осуществляющих деятельность по розничной продаже алкогольной продукции предоставление отчета в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики?
Ответ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 845 утверждено Положение о предоставлении сведений об объеме розничной продажи алкогольной продукции для проведения ежегодного сплошного учета объема розничной продажи алкогольной продукции (далее – Положение). Пунктом 3 указанного Положения установлено, что «юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, обязаны представлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики сведения ежегодно, до 15 марта, по форме сплошного учета розничной продажи алкогольной продукции, утвержденной Федеральной службой государственной статистики.
Территориальные органы Федеральной службы государственной статистики обеспечивают на безвозмездной основе отчитывающиеся организации соответствующими бланками.
Необходимо отметить, что не предоставление указанных сведений в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики, является основанием для приостановления лицензии, в соответствии с положениями статьи 10 Закона Московской области от 26.11.2005 № 248/2005-ОЗ «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Московской области».

2. Нарушение прав потребителей (нарушение договорных обязательств, введение покупателя в заблуждение, предоставление недостоверной информации о товарах (работах, услугах), причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре, отказ от обеспечения ремонта и технического обслуживания товара в течение его срока службы, нарушение сроков годности или сроков службы товара и т.д.)
В соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом РФ "О защите прав потребителей" продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. В случае нарушения требований законодательства потребитель может обратиться в суд (по месту нахождения торговой организации, если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца), а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Московской области (адрес: г. Мытищи, ул. Семашко, д. 2, телефон горячей линии – 8-800-100-5014), Министерство потребительского рынка и услуг (адрес: г. Москва, ул. Проспект мира, д.72, тел. 988-37-15), органы местного самоуправления.

3. Предоставление торговых мест на ярмарках
Постановлением правительства Московской области от 21.08.2008 №702/28 «Об организации деятельности ярмарок на территории Московской области» утвержден Порядок организации деятельности ярмарок на территории Московской области, который установил основные требования к организации деятельности по продаже товаров на ярмарках. В соответствии с п.7 порядка организатор ярмарки (исполнительный орган государственной власти Московской области, орган местного самоуправления муниципального образования Московской области) разрабатывает План проведения ярмарок с указанием их вида, мест и сроков проведения и публикует его в средствах массовой информации. Лица, желающие принять участие в ярмарке, подают администратору ярмарки заявление с указанием срока предоставления торгового места, фамилии, имени и отчества гражданина, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность, реквизитов документа, подтверждающего ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства или занятие садоводством, огородничеством, животноводством. Заявление о предоставлении торгового места на ярмарке может быть подано в течение всего срока проведения ярмарки. Торговые места на ярмарках предоставляются администратором ярмарки на договорной основе в соответствии с законодательством российской Федерации.

4. Применение в торговле контрольно-кассовых машин (ККТ)
Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (о ККТ) от 22.05.2003 N 54-ФЗ, устанавливается, что контрольно-кассовая техника, включенная в
Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:
-продажи ценных бумаг;
-продажи лотерейных билетов;
-продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
-торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других, аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
-разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
-торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
-торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
- в ряде других случаев.
Кроме того, с 21 июля 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который освободил организации и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, от применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
-наименование документа;
-порядковый номер документа, дату его выдачи;
-наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
-идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
-наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
-сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
-должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Таким образом, если Вы совершаете покупку у продавца предприятия-плательщика ЕНВД, не использующего кассу, требуйте другой документ, удостоверяющий факт продажи товара. К сожалению, пока практика применения закона только нарабатывается, и по ряду вопросов (например, предоставление вышеуказанных документов для отчета о покупке товаров в бухгалтерии организаций), возможно, будут даны дополнительные разъяснения Министерством финансов Российской Федерации.
Если руководитель торговой организации-плательщика ЕНВД принимает решение продолжать использовать контрольно-кассовую технику, обязательно соблюдение всех требований, предъявляемых к ККТ (включая постановку на учет в налоговом органе, заключение договора с ЦТО на техническое обслуживание и т.д.).