МУЗЕЙ ПРАВА

Полиция и преступность в России. Контрасты XIX века

Полицейская система в XIXв. подвергается частому реформированию. В результате к концу столетия российская полиция стала вольнонаемной, более многочисленной, все полицейские структуры были объединены единым ведомством, а в компетенцию полицейских более не входили какие-то бы ни было судебные решения и хозяйственная деятельность.


На фото: Москва. Уличный овощной рынок. 1909г.


Все полицейские реформы  на протяжении XIXв. в России стремились разрешить основные  проблемы, возникшие в полицейской организации с момента ее возникновения. В первую очередь, это касалось комплектации полицейского штата. К середине XIXв. в ряды полицейских набирались самые отсталые из числа военных и гражданских служащих. Доходило до того, что синонимом «полицейского» было «дефективный», поскольку полиция сплошь состояла из инвалидов, тщедушных и физически неполноценных (указ Николая I от 19 июня 1853г.). Одно время служить блюстителями порядка отправлялись евреи, что также не способствовало формированию уважительного статуса российской полиции и провоцировало конфликты с  населением. Полицейские начальники вели бесконечные переговоры с армейскими командирами по поводу замены того или иного непотребного полицейского, дело осложнялось  тем, что блюстители порядка находились в двойном подчинении – армейском  и гражданском.


«Соборная площадь в Московском Кремле». Алексеев Федор Яковлевич. нач.XIXв. Государственная Третьяковская галерея


Мирные граждане страдали от того, что не могли получить квалифицированную помощь и защиту, городовых было не дождаться, да и сделать они ничего не могли, преимущество было на стороне беззакония. Более того, по отношению к простым людям повсеместно был распространен полицейский и помещичий произвол, поскольку им законодательно было разрешено наказывать.


«Продажа крепостных с аукциона». Лебедев Клавдий Васильевич. 1910г. Частная коллекция


В 1857г. назначение на полицейскую службу ущербных, неблагонадежных  и евреев было отменено, что несколько разрядило ситуацию. С каждым правительственным указом в 60-70-х гг. XIX в. увеличивалось количество полицейских. Однако это не производило желаемого эффекта, поскольку качественно штат не менялся. Только с 1873г. был узаконен вольный прием на службу полицейских, что позволило повысить профессионализм полиции.


На фото: Степан Степанович Громека, XIXв.


Очень маленькое  жалованье на протяжении первой половины XIX столетия толкало полицейских на должностные преступления. Взяточничество и злоупотребление служебным положением процветали, что порождало взаимную агрессию полицейских и населения, а также необходимость «выслуживаться» перед начальством. Степан Степанович Громека, полицейский офицер, идеолог, критикующий свою организацию в середине XIXв., писал: «В самом деле, что такое полиция в глазах нашего народа? Сила карающая, но уж никак не охраняющая… Что бы сказали о том обществе, где на каждом шагу рискуешь встретиться с господином, имеющим право сделать вам то, чего вы сами не вправе с ним сделать, где что ни шаг, то особое право с разными подразделениями, чиноположениями, градациями, где правом пользуются только некоторые избранные, остальным предоставлены только обязанности; где каждый младший выдан головою старшему?...  Впрочем, главная сила полиции заключается не в производстве следствия, а в возможности ежеминутно возбуждать его для принятия мер, к нему относящихся. Право вчинения обвинения – вот где настоящая сила».


«Император Александр II». Лавров Николай Андреевич. 1868г. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи


В указе от 4 июля 1858г. Александра II главной задачей определяется увеличение жалования полицейским чинам в соответствии с современными ценами.

После отмены крепостного права в 1861г. новой России предстала обновленная полиция. Штат ее после указов 1857г. постепенно оздоравливался,  появилась новая форма, а журналистами обновленные полицейские в шароварах,  мундирах, в головных уборах с лакированными козырьками, шашками и кобурами с красным шнуром  на поясе были прозваны «полициантами» и «сержантвилями»: «Взгляните только на наших сержантвилей. Разве, в самом деле, они со своими ботфортами, красными шнурами, пистолетами и свистками то же, что блаженные памяти хожалые необразованного и неотёсанного стиля!»


Фото  XIXв. Городовой


Также к концу XIXв. были учреждены  медали – наградные знаки для полицейских.

А дальнейшему утверждению всеобщего уважения к полицейскому поспособствовал обер-полицмейстер Москвы Николай Устинович Арапов, обязавший всех своих подчиненных не сносить оскорблений от населения и не довольствоваться рублем в знак моральной компенсации, а обращаться в суд, поскольку в лице одного полицейского оскорбленным оказывается все ведомство.


Николай Устинович Арапов. Фото  XIXв.


Полномочия полицейских в 1 половине XIXв. определялись вековыми «Общим учреждением губернским» и «Уставом о предупреждении и пресечении преступлений», однако они все более конкретизировались. Полицейские следили за общественным порядком, за безопасностью и общественным благоустройством, за обнародованием указов правительства, охраняли  «прикосновенность прав и спокойное совершение обрядов  Церкви Православной».

Должностной инструкцией полицейскому вменялось в обязанности обвиняемых арестовывать аккуратно, не злоупотребляя силой и оружием, не бить по голове, а наручники надевать только на очень агрессивных. Все имущество, находящееся при себе у арестованного, конфисковывалось. Запрещалось вести служебные разговоры в присутствии арестованного, а также общаться с представителями прессы. Полицейскому советовалось вести дневник, записывать не только ход событий, но и особо обращать внимание на всякую несправедливость и докладывать о ней начальству, за что полагалось вознаграждение.


Фото XIXв. Околоточный надзиратель


Моральный облик полицейского должен был быть безупречным. Не поощрялось  одалживание денег у подчиненных и злоупотребление алкоголем, блюститель порядка должен был постоянно заниматься самообразованием.

Также полицейский был обязан помогать пострадавшим в результате несчастного случая, пресекать жестокое обращение с животными, задерживать нищих и попрошаек и следить за извозчиками, чтобы не отбивали друг у друга клиентов, не останавливались в неположенном месте, содержали повозку в чистоте и пр.


Санкт-петербургские полицейские. Фото к.XIX-нач.XXвв..


Полицейский не должен был допускать служебных проступков, связанных с неумеренным применением силы, с не должным образом зафиксированными на бумаге данными, с несвоевременным сообщением о преступлении и др.

Указом Александра II от 15 ноября 1880г. был сформирован единый  департамент государственной  полиции, который затем был разделен на специализированные отделения. Первое отделение включало в себя  администрацию и  законодательное делопроизводство, второе выполняло функции  государственной полиции, третье – тайной  полиции, четвертое занималось судебными делами, пятое – исполнительным  делопроизводством, а шестое  еврейским вопросом, фабричным производством, алкоголем и взрывчато-воспламеняющимися веществами. В ХХ столетие полицейские вступили организацией с мощной разветвленной структурой.


Сухарева башня и городовой на Сретенке. Фото к.XIX-нач.XXвв..


Единственной неразрешимой задачей оказалась проблема, связанная с большим количеством бумажной работы в полицейском ведомстве. Процедурные записи и отчеты плодились с неимоверной скоростью. На государственном уровне предпринималось несколько попыток изменить ситуацию, но ни одна не увенчалась успехом, комиссии, занимающиеся решением бюрократического вопроса, были расформированы, не придумав ни одного варианта сокращения количества требуемых записей.