Хованская Галина Петровна

Кредит

В России ситуация в сфере ипотечного кредитования сейчас действительно ухудшилась, причем начало этому было положено еще осенью прошлого года.

Тогда нам говорили, что кризис американской ипотеки, мол, никак на нас не скажется. Но эффект есть, потому что возможности привлечения нашими банками дешевых американских кредитов - которыми затем кредитовалось наше население по более высоким ставкам - резко ограничились.

Надо сказать, что ухудшение положения с ипотекой у нас связано не только с американским кризисом, но и с очень высоким уровнем инфляции в России.

У нас процент по ипотечным кредитам достигает 14%, а без «бюджетных костылей» - и вовсе 16%.

Под «бюджетными костылями» я имею в виду то, что для очередников кредитную ставку снижают за счет бюджетной поддержки. В результате доходит до того, что органы власти иногда даже согласны включить очередника в программу купли-продажи с рассрочкой платежа, а вот банк отказывает очереднику в кредите.

Потому что у банка другие критерии: ему нужно, чтобы кредит был возвращен. А сейчас, действительно, пошел невозврат кредитов. Хотя, по моим ощущениям, он не очень значительный. Но банки же - не благотворительные организации! И количество банков, предоставляющих такие кредиты, действительно уменьшилось.

Хотя, надо сказать, законодательная база по ипотеке у нас довольно приличная, и даже достаточно гуманная. Ведь в некоторых странах неплательщика просто выставляют на улицу с вещичками. У нас возвращают сумму, которую вы уплатили по кредиту, а ведь в некоторых странах – нет.

Тем не менее при таком уровне инфляции, как сейчас в России, имеет место стагнация ипотеки. Ведь существует прямая связь между ипотекой и экономической ситуацией в стране.

Впрочем, пока я не вижу для нас каких-то критических ситуаций: дефолтов и т. п. И хотя мы продолжаем все-таки зависеть от нефти, однако это не единственная «нога», на которой мы стоим. Появляется и вторая «нога», правда, она еще очень слабенькая.

По материалам интернет-сайта «КМ.ру»