Гаджет-учебник не опасен для психики школьника

Гаджет-учебник не опасен для психики школьника

Правда ли, что дефицит чтения бумажных книг при погруженности в гаджеты сказывается на психике и навыках школьников?

Первичной важностью обладает сама информация, а не способ ее передачи или носитель этой информации. Гаджет, который может быть использован в школе, является носителем информации. Поэтому роли, переворачиваем ли мы бумажки или читаем с экрана, особо не играет. Заметки можно также делать на планшете, да?

Само понятие чтения не различает, написан ли текст или иероглиф на пергаменте, на бумаге, на экране или на стене. Главное для ребенка – получать эту информацию и возможность эту информацию обрабатывать.

Наверное, я как психотерапевт отношусь к последней вымирающей профессии современности, которая на самом деле каждый день пишет и делает заметки от руки. Большинство представителей других профессий давно уже перешли на электронную коммуникацию.

13.09.2017

Екатерина Макарова

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Многих родителей волнует, будут ли электронные учебники платными? На мой взгляд, ситуацию действительно стоит оценивать с двух сторон.

    С формально юридической, согласно закону об образовании, родители и законные представители детей не обязаны платить за учебники и, соответственно, за электронные учебники, поскольку ими образовательные организации обеспечиваются за счет средств бюджетов, бюджетной системы. Но, как все заметили, существует фактическая ситуация, и, вопреки заявлениям на всех уровнях политической власти о бесплатности и невозможности истребования денежных средств либо учебников от родителей, к сожалению, мы наблюдаем случаи, когда родители вынуждены самостоятельно покупать учебники.

    Конечно, эта ситуация противоречит закону, как и противоречила бы в будущем ситуация, когда родителя поставили перед необходимостью приобретать электронные учебные пособия.

    Повысит ли в итоге планшет  привлекательность учебы и интерес к предмету? Опять-таки, если это будет просто лишь повторение в электронном виде существующих на сегодняшний день учебников, то есть фактически скан, не знаю, насколько он будет более интересен, чем уже существующие на сегодняшний день бумажные учебники. Если дети увидят в таких учебниках, собственно, веяние такой сетевой культуры, как анимацию, ролики, в интересной форме раскрывающие те или иные темы, возможно, учитывая интерес детей сегодня, в том числе тем же планшетом, компьютером – к сожалению, меньше к образовательным программам на этих девайсах – возможно, интерес их и повысится. Но, к сожалению,  таким данными не обладая, могу лишь делать личные оценки.

    Мне было бы, наверное, более интересно работать с учебником в электронной форме. В принципе, что я и делаю – например, готовлюсь к лекциям для своих студентов как преподаватель.

    Считается, что для Москвы и крупных городов переход на планшеты – не  проблема, а что делать с маленькими поселками городского типа, деревнями, которые находятся за 200 километров от ближайшего районного центра? И московские школы, и организации образовательные, находящиеся в труднодоступных местах, получают субсидию на реализацию государственного задания. Вопрос лишь в объеме этой субсидии, и, конечно же, органы управления и образования должны заботиться о том, чтобы объем этих денежных средств позволял приобрести электронные учебники и не обязывал родителей делать это вместо образовательных организаций.


    Дальше...
    Написал Янкевич Семен (Семен Янкевич) 14.09.2017 00:06
  • Правда ли, что дефицит чтения бумажных книг при погруженности в гаджеты сказывается на психике и навыках школьников?

    Первичной важностью обладает сама информация, а не способ ее передачи или носитель этой информации. Гаджет, который может быть использован в школе, является носителем информации. Поэтому роли, переворачиваем ли мы бумажки или читаем с экрана, особо не играет. Заметки можно также делать на планшете, да?

    Само понятие чтения не различает, написан ли текст или иероглиф на пергаменте, на бумаге, на экране или на стене. Главное для ребенка – получать эту информацию и возможность эту информацию обрабатывать.

    Наверное, я как психотерапевт отношусь к последней вымирающей профессии современности, которая на самом деле каждый день пишет и делает заметки от руки. Большинство представителей других профессий давно уже перешли на электронную коммуникацию.


    Дальше...
    Написал Макарова Екатерина (Екатерина Макаровa) 13.09.2017 23:44
  • Столичные школы до конца 2018 года закупят новые компьютеры, интерактивные доски, а все печатные учебники для школьника заменит один планшет. На мой взгляд, во-первых, повысится продуктивность уроков, потому что это совершенно новые возможности для всех: и для детей, и для учителей, и для родителей. Например, у родителя появится возможность увидеть,  что на уроке изучал ребенок, возможность понять, какой дополнительный материал стоит почитать с ним, и, может быть, на что обратить больше внимания.

    Опасения родителей при информатизации образования связаны, как правило,  лишь с тем, что у наших детей возможно ухудшение зрения. Здесь,  наверное, надо сказать о том, что сегодняшние гаджеты позволяют все-таки пользоваться ими максимально безопасно и нагрузка на глаза не превышает  нагрузку при  вышивке крестиком или когда ребенок что-то строгает, потому что там тоже мелкие детали.

    Есть также мнение, что дети с планшетами  станут объектами воровства по пути в школу и из школы.  Да, школьники уже их носят с собой, но говорить о нападениях, о кражах – мне кажется, что это уже давным-давно все-таки ушло из нашей жизни.


    Дальше...
    Написал Сидорина Елена (Елена Сидорина) 13.09.2017 18:51
  • Такие масштабные вещи как переход на преподавание по современным гаджетам не делаются одномоментно. Понятно, что всегда будет какая-то такая дисперсия, одни учителя быстро это освоят, каким-то будет сложнее. И понятно, что мы не можем одновременно всех учителей, знаете, так собрать в роту и обучить в какой-то абсолютно конкретный и короткий срок.

    Но, с другой стороны, мы знаем, что во всех традиционных пединститутах всегда была кафедра технических средств обучения. Вот, например, в МПГУ она уже достаточно давно и переформатировалась в кафедру информационных технологий в образовании, где даже более сложные аспекты информационных технологий рассматриваются.

    Если вспомнить московские школы, вот когда было повальное их оснащение электронными досками, то в целом не было такой вот серьезной проблемы, что учителя как-то это освоить не могут. Моя практика показывает, что даже электронная доска, которая, в общем, не самый простой, скажем так, инструмент или гаджет,  просто так не висит, и учителя ее возможностями пользуются, и сейчас это уже вошло в нормальную практику.

    Конечно, всегда проще, чтобы ничего не менялось, но ведь время-то меняется, и понятно, что учебники перестают соответствовать современным требованиям. Понятно, что детям, например, значительно легче искать и воспринимать информацию, структурированную в электронной форме, чем в бумажных учебниках.

    Мои опасения не в самой идее, а в том, как она будет реализовываться. Если завтра всех заставят перейти на гаджет-учебники, конечно, мы получим большое сопротивление. Но вот опять-таки моя практика показывает, что большинство учителей, которые действительно заинтересованы в собственном развитии и улучшении своей деятельности, они как раз с большим интересом и с удовольствием обычно всегда откликаются на такие вещи.

    К слову, хороший учитель вообще по учебнику не преподает, то есть учебник – один из инструментов, причем, один из самых незначительных для такого учителя. Например, когда преподавал физику – правда это было достаточно давно – я думаю, что параграфа три-четыре, может быть, мы брали из учебника, а все остальное было из научно-популярных источников. Тогда еще интернета не было активного, поэтому были какие-то собственные разработки, эксперименты и так далее. То есть сам по себе учебник в том формате, в котором мы привыкли его видеть, в общем, очень индивидуализируется под ситуацию урока учителя и под ситуацию ученика.


    Дальше...
    Написал Зискин Константин (Константин Зискин) 13.09.2017 15:33
  • Российские издатели в соответствии с законом «Об образовании» обязаны выпускать только те учебники, которые имеют электронную версию для планшетов. При этом электронный учебник должен быть полноценным интерактивным инструментом, а не просто читалкой, где оцифрованные страницы. Такое каждый может сделать сейчас, у кого есть планшет. Получается, без подключения планшета к интернету нам образовательная такая революция не светит, потому что обратный вариант чреват потерей ученика, которого в сети привлекает не только полезный контент. Если он подключается к интернету, а он же там – раз! – еще куда-нибудь зайдет. Это во-первых.

    Во-вторых, закон законом, штука хорошая, но вот эта вот школе лицензия нужна от каждого издательства, потому что электронная версия – это одно, а издательство – другое. Стоимость лицензии действует до трех лет на книги в цифровом формате, и она сопоставима с ценами на печатные учебники, то есть лобби здесь не пропустит. Далее, получается, электронный учебник открывает возможности, чтобы им пользоваться, но надо также  изменить методику преподавания. И здесь какая штука? Вот в школе, куда у меня сын ходит, там вроде загорелись сначала  в 2015-ом году: «О, давайте! Ура,  планшет!». А потом оказалось, что половина учителей даже не знает, как туда тыкать. То есть дети умеют в гаджетах разбираться  гораздо лучше, чем учителя.

    Это значит, что нужно переучивать учителя. Вот он учил по учебнику, а ему говорят: «А теперь электронная версия». А он просто этого делать и не умеет. И здесь, получается, ведите, закон приняли,  дети-то – с удовольствием, но еще надо учителей научить преподавать по-новому.

    Я думаю так: детям разрешим учиться с планшетами – они сами учителей и научат. К сожалению, образование глубоко у нас формализовано, то есть все по регламенту, все по методикам, все по утвержденным сценариям. Здесь нет возможности для творчества, как в некоторых частных школах где-нибудь за рубежом – вот у преподавателя своя метода. А у нас все очень четко: надо только именно вот так, и учебники только вот эти.

    Поэтому я думаю, что родители должны поднять руки и сказать нашим учителям и школам: «Ребята, раз закон приняли, и раз не стоит на месте цивилизация, давайте уж двигаться ей навстречу. Электронные гаджеты – штука хорошая, новое поколение ими пользуется, а мы все еще книжки листаем». Я же не против книжек, но раз время такое, что надо приспосабливать во многих областях жизни к электронным версиям, то, наверное, это правильно. Скажем, в Новой Зеландии книги хранятся в школе, а дома учебники-гаджеты.

    А пока  планшет в обучении не используется, второй комплект учебников детям в школе хранить зачастую не разрешают, вот так и таскаем по городу  портфель в шесть килограммов.
     


    Дальше...
    Написал Маркарьян Рубен (Рубен Маркарьян) 13.09.2017 00:42
  • Екатерина Макарова Екатерина Макарова

    психотерапевт экзистенциально-аналитического направления, психоаналитик. Работает и преподает в Вене и Москве. Основные направления консультирования: миграция, интеграция в новом обществе, профилактика синдрома выгорания, депрессии, межличностные отношения, семейные конфликты Председатель международной секции Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги. Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги.

    Эксперт