Арест за протянутую руку. Кого и где наказывать за попрошайничество? - 04.02.2016

Арест за протянутую руку. Кого и где наказывать за попрошайничество? - 04.02.2016

Мосгордума намерена определить городские территории на которых разрешено просить подаяние. По мнению председателя комиссии по безопасности Мосгордумы Инны Святенко, требование «четких географических ограничений» мест, где можно просить и подавать милостыню, ранее высказанное ГУ МВД по Москве, объясняется необходимостью «укрепления общественного порядка» и «остротой социальных проблем». Когда работа будет закончена, документ направят в Госдуму в виде проекта федерального закона, который может найти поддержку и в других субъектах Федерации.

Предлагается ужесточить штрафы для попрошаек, а для организаторов подобного бизнеса ввести уголовную ответственность. Новая статья УК «Организация занятия попрошайничеством» предусматривает за привлечение людей в этот бизнес штраф в размере от 100 до 500 тыс. руб. Профессиональных нищих предлагается арестовывать на 15 суток, а организаторов подобного «бизнеса», особенно с участием несовершеннолетних, престарелых и инвалидов, — лишать свободы на срок от двух до десяти лет. Отдельно обсуждается вопрос о внесении в закон такой категории попрошаек как беременные женщины.

Компромиссное решение вопроса председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев видит в возложении ответственности за попрошаек на приход или совет религиозной организации, который будет отделять нуждающихся от мошенников. Тех, кто действительно нуждается в подаянии, как правило, в приходах знают в лицо. Поэтому милостыня на территории храмов и других религиозных организаций вполне допустима. В то же время порой бывает трудно отличить человека, попавшего в беду, от профессионального нищего.

Полумеры недопустимы, считают участники группы «Альтернатива», которая вызволяет людей, просящих милостыню не по своей воле. «За попрошайничеством стоит мафия, и бороться с попрошайничеством можно, лишь запретив его на всей территории Москвы. А "резервации" приведут к серьезной борьбе за оставшуюся территорию», - сказал лидер движения Олег Мельников.

Депутат Антон Палеев предположил, что устроители бизнеса на нищих «прочитают поправки, учтут их, наберут новых людей» и уйдут от ответственности.

По данным ГУ MВД по Москве, сейчас в столице почти 2 000 попрошаек, среди которых россиян около 50%. Остальные прибыли из Молдовы, Украины и республик Средней Азии. Реальные инвалиды составляют единицы таких случаев. На «особо доходных» местах «обездоленные» и «не местные» в течение нескольких часов собирают от 1 800 до 5 000 руб., доход «колясочника» поднимается до 25 тыс. руб.

Сейчас у МВД нет полномочий привлекать к ответственности «верхушку» бизнеса попрошаек и даже возможности проводить оперативно-разыскные мероприятия. В МВД отмечают, что в законе четко не прописано, как квалифицировать действие попрошайки с ребенком на руках. В КоАП РФ попрошайничество не упоминается совсем. В УК РФ этот состав правонарушения фигурирует в ст. 151, где виновным о вовлечении несовершеннолетних в это занятие грозит до четырех лет лишения свободы. КоАП Москвы за «приставание к гражданам» с «навязчивыми действиями», в том числе с целью попрошайничества, предусматривает штраф до 500 руб.

За 10 лет (в 2006г. был принят КоАП Москвы) столичные власти не могут справиться с профессиональными нищими. Получится ли это введением более жестких санкций?

Мнения экспертов

Олег Мельников, руководитель движения «Альтернатива», волонтёр:

«Каждый раз, когда вы даете деньги какой-то попрошайке с детьми, вы фактически оплачиваете смерть этого младенца»

В Москве исключительно на 2 категории делятся попрошайки: мошенники и рабы. Что касается храмов, там дают больше всего. В среднем один такой попрошайка зарабатывает от 15-20 тыс. руб. Соответственно, там невозможно стать действительно нуждающемуся человеку. Все места поделены, самое дорогое место у храма Святой Матроны, там одна локация на 4-х человек стоит порядка 150 тыс. руб. в месяц, это и местному участковому они отдают, и местной крыше. Попрошайки, которые мошенники, от заработанной суммы отдают половину своим хозяевам. Те, которые находятся в рабстве, отдают всю сумму. Нужно понимать, что те, кого удерживают в рабстве, это зачастую люди не из России, очень много инвалидов сейчас с Украины, бабушек с Украины, которым предлагают подработать, говорят, что есть работа домработницей или уборщицей в магазине, многие из них соглашаются. В итоге, они остаются в рабстве здесь до тех пор, пока им кто-то не поможет.

После 2004 г. в целом этот бизнес взяла под себя молдавско-цыганская мафия, до 2004 г. это были грузинские воры в законе. Когда испортились отношения с Грузией, многих из них выслали, и, соответственно, этот бизнес перекочевал к молдавским цыганам.

Полиция в целом никак не реагирует, потому что у них не было никакого регламента по этому поводу до нового года фактически. Мы встретились с полицейским руководством города Москвы, в результате этого вот сейчас выступили с инициативой в Мосгордуме.

Также хочу отметить, что есть отдельный бизнес с так называемыми «мадоннами», это женщины с детьми. Практически всегда это дети не их, у них есть свидетельство о рождении ребенка, оно, как правило, выдано в Астраханской области, в нем нет фотографии ребенка, и по этому свидетельству женщина стоит на точке то с одним ребенком, то с другим, происхождение этих детей неизвестно. Данный ребенок живет от 1,5-3 месяцев. Каждый раз, когда вы даете деньги какой-то попрошайке с детьми, вы фактически оплачиваете смерть этого младенца.

Инна Святенко, депутат Мосгордумы, председатель Комиссии по безопасности:

Новый закон о попрошайках развяжет полиции руки

Ужесточить наказание для попрошаек это инциатива Главного управление МВД по городу Москве. Они обратились в Мосгордуму, чтобы мы выступили инициаторами законопроекта, так как мы имеем возможность вносить законодательные инициативы на федеральном уровне.

Для любой законодательной инициативы всегда есть те, кто «за», и те, кто «против». Не случайно, в том числе Московская городская дума, также как и Государственная, является коллегиальным органом, для того, чтобы выслушать все мнения, и потом уже большинством принять решение.

Инициатива не заключается только в том, где можно попрошайничать. Важно, чтобы было понятно, что можно делать, а что нет. Зарабатывать на этом нельзя. Мы с вами прекрасно знаем, что это некий бизнес, и люди, которые просят милостыню, делают это не для себя, а являются практически рабами всех, кто ими управляет. И поэтому здесь очень важно, чтобы были рычаги и возможности правоприменения для Главного управления МВД, потому что в Москве эта проблема стоит очень остро.

То, как сейчас в законодательстве прописаны статьи, касающиеся попрошайничества, не дают возможности наложить штраф, и уголовные дела невозможно доказать, все рассыпается. Именно поэтому мы внесим эти изменения, чтобы полиция со Следственным комитетом могла доводить эти дела до судов.

В соответствии с предложением, предусмотрены посадки для организаторов, до 7 лет лишения своюоды. И тут важно, чтобы была доказательная база по тому, что это организованная группа лиц, которая именно использует чужой труд для того, чтобы не платить налоги, и хорошо на этом зарабатывает. То законодательство, которое сейчас существует, недостаточное. И в этом законопроекте еще не поставили точку, это неокончательная редакция, потому что очень важно, активно ли действует попрошайка, или если он стоит молча с закатанными глазами и у него рука протянута, он попрошайка? Или он просто стоит, у него глаза закатились, вид у него жалостливый. Важно, чтобы были четко прописаны формулировки, кто является попрошайкой, какова организация данного предпринимательства, как она выглядит. Очень важно, чтобы все эти моментвы были четко прописаны, для того, чтобы полиция наконец смогла заниматься тем, чем она хочет уже давно заниматься, но не может. 

Александр Дядищев, адвокат Национальной юридической службы:

Наказание за попрошайничество необходимо ужесточать

Да, проблема попрошаек существует. Наказание за это достаточно мягкое. Если брать Москву, то это регулирует Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, ст. 3.8. Она устанавливает максимальное наказание для физлиц от 100-500 руб. Уголовный кодекс РФ имеет норму, которая устанавливает ответственность для граждан за привлечение несовершеннолетних в попрошайничество. Тут как раз есть пробел в законе. Что подразумевается под «вовлечением»? То есть имеется в виду лицо (вовлеченное), которое уже более-менее осознает свои действия, гражданин, который понимает свои действия. Однако в большинстве случаев профессиональные попрошайки используют грудных детей, которые не способны понимать действия, и в данном случае исключается уголовная ответственность именно за вовлечение несовершеннолетних. Поэтому надо исправлять этот момент, вносить соответствующие изменения.

И более того, мое личное мнение, в Уголовный кодекс необходимо внести отдельную статью, я бы ее назвал «организация занятия попрошайничеством». Статья будет подразумевать ответственность для руководителей криминального бизнеса, потому что данный бизнес криминален в большистве случаев, есть иерархия, есть руководители, есть смотрящие за определенными территориями. Сами попрошайки – самое низшее звено, исполнители, занимаются хождением по электричкам, метро, вокзаламю. И соответственно, наносится вред, в том числе и детям. Детям поступает информация не самая хорошая, впоследствии у них может возникнуть желание заниматься данным бизнесом, смотря на людей, которые стоят, ничего не делают и собирают деньги.

В отношении откровенных мошенников, которые переодеваются бабушками, также необходимо ужесточить ответственность, а именно, увеличить административный штраф по крайней мере до каких-то существенных сумм, потому что профессиональные попрошайки это в большинстве случаев обеспеченные люди.

Правоохранительные органы осуществляют покровительство этому бизнесу, идет взаимодействие различных структур. Надо бороться с коррупционной составляющей, с сотрудниками, которые покровительствуют данному бизнесу. Возникает необходимость проведения проверки в отношении этих сотрудников. Это и Следственный комитет, и прокуратура, необходимо написать обращение в целях проведения проверки.

Надо бороться непосредственно с организаторами и профессиональными попрошайками. И первое, с чего необходимо начать, это с изменения законодательства.

Протоиерей Сергий Привалов, и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, кандидат богословия:

Имитируя несчатья, вы накликаете на себя беду

Когда мы говорим про просящих или профессиональных нищих и называем сам институт попрошайничества, это уже происходит негативным оттенком. Хотя это совершенно разные вещи. Когда человек нуждается и просит, это один вариант, когда обманывает другого человека, преступает тем самым фактически уголовное законодательство, создает схему, в которую вовлечены люди, занимающиеся незаконным бизнесом, это совершенно другой вопрос.

Как церковь относится к тем, кто обманывает, что болеет, обманывает, что нищий, обманывает, что у него какое-то трудное положение? В качестве комментария, я расскажу одино предание. Когда святые отцы проходили мимо, кто-то там притворился мертвым, святым отцам сказали, что человек мертв. И когда они прошли, оказалось, что он уже и действительно умер. Человек накликал на себя беду, потому что притворялся ради того, чтобы укрыться от помощи другому человеку или участия в том или ином деле. Когда человек имитирует свое несчастье, он может накликать беду на себя, что как правило и бывает. Нищие становятся не только нищими материально, а нищими духовно. С точки зрения богословской, мы говорим о нищих, тех, которые следуют в царство небесное. А в данном случае мы говорим о нищих в том смысле, что они не идут к богу, а пытаются ухватиться за самый легкий способ наживы. Мы говорим о том, что не хочет человек заниматься ни умственным трудом, ни физическим, а хочет за короткое время получить какие-то средства или ведет асоциальный образ жизни, ведущий к алкоголизму, наркомании или к подобным вещам. И чтобы как-то продержаться вот в этом плохом состоянии, он еще старается угодить в ту компанию, которая его ставит на точку, где можно зарабатывать неправедные деньги.

Понятно, что на сегодняшний день церковь, с одной стороны, помогает нуждающимся, создан социальный отдел служения, благотворительности. Есть ящики сбора средств для нуждающихся, эти средства потом раздаются нуждающимся. Вопрос, сможет ли человек, который не приходит в храм, получить оттуда какую-то лепту? Вполне возможно, по благословению настоятеля, староста храма может выдать часть средств человеку, который вообще не посещает храм, но остро нуждается, и в этом плане ему нужна помощь. Нужно ли наказывать тех людей, которые просят? Они уже наказаны богом.

В свое время было разрешено подобным образом собирать милостыню на строительство храмов, потом святейшим патриархом Алексеем было принято решение запретить подобные сборы, потому что очень много людей, которые никак не связаны с церковью для своих нужд собирали средства. Много храмов, монастырей, часовен было разрушено, поэтому в начале перстройки это было реальной помощью церкви, сейчас в этом нет необходимости. Такой сбор практически запрещен.

Рубен Маркарьян, адвокат, главный редактор ЭСМИ «ЗАКОНИЯ», заместитель Президента Гильдии российских адвокатов, член Общественного совета при Министерстве юстиции РФ, член рабочей группы президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции и взаимодействию со структурами гражданского общества, кандидат юридических наук:

О милосердии и законе

Nein, antwortete Zarathustra, ich gebe kein Almosen. Dazu bin ich nicht arm genug!

«Нет, — отвечал Заратустра, — я не подаю милостыню. Для этого я недостаточно беден»

Некоторые неверное понимают эти слова Ницше, так как не читали всего произведения - «Так говорил Заратустра». Думают, что речь о том, что нищие подают нищим, а богатые, мол, не дают и поэтому богатые.

Надо читать весь фрагмент, где прозвучала эта мысль: И отвечал Заратустра: «Я люблю людей».

«Заратустра отвечал: «Разве говорил я что-то о любви? Я несу людям дар».

«Не давай им ничего, – сказал святой, – лучше возьми у них часть их ноши и неси вместе с ними – это будет для них лучше всего, если только это будет по вкусу и тебе самому!

И если хочешь ты давать им, дай не больше милостыни, да еще заставь просить ее!»

«Нет, – отвечал Заратустра, – я не подаю милостыню. Для этого я недостаточно беден».

Святой посмеялся над Заратустрой и сказал: «Так постарайся же, чтобы они приняли сокровища твои! Не доверяют они отшельникам и не верят, что приходим мы к ним ради того, чтобы дарить.»

А что касается денег, которые даются в виде милостыни, то лично мне странно видеть нищих у храмов, в то время, когда сама церковь цитирует Евангелие:

«У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая»

Это, кажется, означает, что доброе действие не должно совершать так, чтобы привлекалось внимание людей, а чтобы оно было тайным настолько, насколько это возможно.

Подавая милостыню у храма, человек выборочно творит добро, понимая, что его видят все, и что сам нищий посылает ему вслед благодарности, а ему нравится то, что его благодарят.

Что касается поднятой темы, я думаю, что светская власть никак не должна вмешиваться в это. Я хочу дать свои деньги просящему - я даю. Метро это или холл Большого театра, или Торговый центр. Не хочу - не даю. Приставание к прохожим и незнакомым людям - не одно и тоже с прошением милостыни. К прохожим пристают и торговцы сувенирами, и уличные зазывалы, и даже девушка из финансовой компании, которая мне только что звонила и предлагала разместить деньги именно в ее компании под хороший процент.

Мнения слушателей

Антонина Васильевна:

Все эти разговоры, запретить или ограничить, это все полумеры. Они сопровождаются новой коррупцией. Надо прекратить все поборы, для этого должна быть сильная власть в городе.

Маргарита:

Мне всегда очень стыдно. Мне не дать ему нельзя и дать не хочется. Они идут гуськом, мне самой, в первую очередь, неудобно. Мы не так плохо живем, чтобы ходить с протянутой рукой.

Нина Нестеровна:

Я поддерживаю предложение запретить. В метро уже почти никто не подает, люди знают, кому уходят деньги. После войны приходили инвалиды, мы им в свое время помогали, подавали. Так один инвалид построил себе дом, вот такие деньги они собирали. Я против того, чтобы были попрошайки.

Татьяна Сергеевна:

Я против попрошайничества. Есть специальные фонды. Если органы полиции возьмутся за это, у нас будет чистый город без мошенничества.

Мнения в сети

Иерей Сергий Осипов:

Написано: "Просящему у тебя дай". Просящему, а не бедному. Есть два подхода к решению этого вопроса. Об одном сказал святой Иоанн Златоуст. Может, он на мерседесе ездит, но если просит, а ты дал - заповедь ты исполнил. Насколько он нуждается в твоей помощи, куда он эти деньги потратит - его ответ пред Богом. Второй подход описан в книге Апостольских установлений, "Дидахэ". Там сказано: "Милостыня да потеет в руке твоей". Почему монета потеет в руке? Ее долго держат, держат до тех пор, пока не найдут действительно нуждающегося. Так что, давать или не давать, решать нам. По совести будем поступать. Когда есть внутренний протест, сомнения, можно и не дать; и хорошо будет, если эти деньги мы дадим потом просящему, который вызовет доверие. Еще добавлю. Отцы запрещают давать милостыню, если видно, что деньги будут потрачены на пьянство. А относиться к попрошайкам надо не с осуждением, а с жалостью, что дошли они до жизни такой. Помоги Господи!

Эльдар Зейналов, председатель Центра правозащитников Азербайджана:

Будет очень смешно и позорно принимать такой закон. Во-первых, попрошайничество будет легализовано в качестве источника дохода, что приведет к росту людей, просящих милостыню. "Народные умельцы" за короткое время смогут поставить это дело на рельсы и получать хорошие деньги.

… Многие попрошайки чрезмерно активно просят милостыню, что будет вызывать дискомфорт у верующих. Если всех их загнать на одну зону, только представьте, какой хаос будет твориться на территории храмов, мечетей, синагог. Поэтому перед принятием законов всегда следует понимать побочные последствия.

В большинстве случаев побирушки не являются нуждающимися людьми. Это один из способов заработка. … Мнимые попрошайки никогда не пойдут работать, для них это образ жизни. Сегодня на улице гораздо меньше тех, кто просит милостыню из-за того, что оказался волею судьбы в тяжелом положении. В основном этим занимаются те, кто делает на этом деле бизнес. Даже если их привлечь к ответственности, посадить на полгода или год, то, выйдя из тюрьмы, они опять пойдут попрошайничать.

Валентин Лебедев, председатель Союза православных граждан:

В вопросе о подаяниях возле церкви можно прийти к компромиссу, а милостыня на территории храмов и других религиозных организаций вполне допустима.

 

 

Александр Семенников, депутат Мосгордумы:

Несмотря на утверждения волонтеров и многочисленные статьи в СМИ о том, что попрошайничество в столице — это целый бизнес, за которым стоит настоящий криминал, за все эти годы ни одного уголовного дела заведено не было. А значит, бизнес процветает, вовлекая в свои сети все больше детей, инвалидов и другие незащищенные слои граждан. В настоящее время попрошайничество по сути не наказуемо. Попрошайками сегодня в столице занимаются только волонтеры и департамент труда и социальной защиты.

Участковый одного из районов Москвы:

В настоящее время попрошайки остаются проблемой вокзалов и метро. На улицах, в подъездах или дворах они почти не встречаются. Обычно, если мы видим такого человека, мы его задерживаем и доставляем в отделение, где устанавливается его личность. Дальше полиция направляет информацию в управу, и те уже могут попрошаек штрафовать... Рублей на 200.

Попрошайки действительно часто работают на бандитов, хотя встречаются и те, кто вышел на улицу по нужде. Кроме того, побираются еще и наркоманы.

 Я никогда не даю деньги. Лучше не давать. Вдруг они собирают на ИГИЛ.

Необходимо работать не над системой наказания для попрошаек, а над их реабилитацией. Попрошайки, как и бомжи, — это уже психология, образ жизни. С такими людьми надо работать.

Ирина Волынец, председатель Национального родительского комитета, эксперт Общественно палаты РФ:

Во-первых, дети-попрошайки не могут получать нормальное образование, а во- вторых, у них деформируется картина мира, они привыкают, что деньги можно получить нетрудовым путем. В  основном просить милостыню на улицы выходят дети из неблагополучных семей, поэтому необходимо введение ответственности для их родителей, которые, очевидно, не справляются со своими родительскими обязанностями. Это должно караться самым жестким образом.

Елена Ярская-Смирнова, профессор кафедры общей социологии НИУ ВШЭ:

Если в 19 веке попрошайками были обедневшие в неурожайные годы крестьяне, то сейчас среди попрошаек четко выделяются несколько категорий граждан: освободившиеся из мест лишения свободы заключенные, спившиеся люди, пенсионеры. Эти люди не интегрированы в общество. Государственная система помощи должна обеспечить этих людей возможностью получить образование и работу, дать им какое-то жилье, оказать наркологическую помощь. Это дорого. Может быть, поэтому сейчас помощь попрошайкам оказывают в основном общественные благотворительные организации, то есть привозят еду и оказывают минимальную медицинскую помощь. Чиновники, как и во многих странах, оказываются сторонниками репрессивных мер.

Валерий Габисов, ответственный секретарь правозащитной организации «Комитета за гражданские права»:

Наказание для людей, просящих милостыню, аморально. Общество не должно допускать, чтобы нуждающиеся ходили с протянутой рукой. Пока же получается, что государство не дает возможности части граждан уйти от попрошайничества, церковь ими тоже не стремится заниматься, в итоге нуждающиеся выходят просить милостыню не на паперть, а по всему городу. Введение в РФ закона, аналогичного латышскому, приведет лишь к увеличению коррупции в правоохранительных органах, которые будут следить за отсутствием попрошаек на улице. В условиях разгула коррупции за право работать на улицах столицы профессиональные попрошайки будут платить не только своим хозяевам, но и сотрудникам правоохранительных органов.

Координатор общественного движения «Дети-рабы в руках попрошаек»:

Дети, используемые в целях попрошайничества, находятся в категорически неприемлемых условиях на улице. Груднички и малолетние дети нередко больны, такие случаи нами зафиксированы, но их дальнейшая судьба неопределенна и не отслеживается. Более взрослые дети, в возрасте от четырех-пяти лет и старше, активно вовлекаются в попрошайничество, например, ходят со стаканчиком для сбора денег. Эти дети не посещают ни детских садов, ни учебных заведений, не наблюдаются у врачей. По сути, этот теневой бизнес растит плеяду новых преступников.

Даже полиции не удается по сути защищать таких детей. Установить, является ли грудничок ребенком той женщины, которая держит его на руках в переходе, невозможно. Тест ДНК можно провести только по решению суда либо с согласия родителей. Часто такие женщины не могут толком назвать имя или возраст ребенка или достают несколько разных свидетельств о рождении, что говорит о том, что ребенок не их, но доказать это очень сложно. Более того, полиция даже не может толком задержать женщину с ребенком, поскольку в ответ могут поступить ряд обвинений из прокуратуры, связанных с нарушением прав ребенка. Поэтому в основном полицейские даже не связываются с ними. Для них это пустая трата времени: пока доставят в отделение, пока установят личность, доставят в инспекцию по делам несовершеннолетних, потом проведут беседу — и все — женщина опять возвращается в переход. Кроме того, когда такой женщине выписывают штраф, то если она прописана, скажем, в Астрахани, то этот штраф даже и оплачен никогда не будет. Абсолютное большинство попрошаек работают на криминальные шайки. В результате рейдов, которые мы проводили в прошлом году у храма Святой Матроны, совместно с обществом Офицеры России и полицией, мы смогли убрать оттуда около 30 женщин с детьми, просящих милостыню. При этом мы обнаружили, что их, совершенно очевидно, охраняют некие люди. Кроме того, мы очень часто участвуем в задержании таких женщин полицией. В отделении мы всегда предлагаем им помощь — одежду, жилье, социальные центры, даже трудоустройство. Они всегда отказываются. Понятно, что если бы они действительно нуждались, они бы эту помощь принимали. Вместе с тем эти люди живут по сути в рабстве, работая за еду и жилье. В среднем женщина с ребенком на улице ежедневно зарабатывает от 1 500 до 5 000 рублей, но судя по их одежде и состоянию здоровья — очень многие, очевидно, голодные, особенно дети — из этих денег они получают какие-то крохи или вообще ничего.

Ужесточение наказания для организаторов попрошайнического бизнеса не принесет быстрых результатов. Полиция будет каждого организатора искать по 5 лет. Здесь надо начинать с улиц и достаточно изменить лишь одно слово в УК РФ. Так, 151-я статья Уголовного кодекса гласит о вовлечении детей в попрошайничество. Слово «вовлечение» необходимо заменить на слово использование, и мы быстро закроем проблему попрошаек навсегда. Сейчас вовлечение очень сложно доказать. Для этого, например, нужно, чтобы о факте вовлечения свидетельствовал сам ребенок. Но по факту дети не дают показания против родственников, особенно если они напуганы. Более того, категория детей до осознанного возраста, то есть дети до четырех лет, выходят за рамки этого закона, поскольку они не способны что-либо осознавать в принципе. Если бы закон наказывал за использование детей в целях попрошайничества, проблема была бы решена после нескольких уголовных дел, когда за это правонарушение посадили бы на пять лет несколько таких “матерей”.

Наталья Быстрова, руководитель фонда собак-терапевтов РЕТ и координатор приюта для бездомных животных «Зов предков»:

Формы попрошайничества с животными очень популярны. Они позволяют и активно «давить на жалость», и одновременно демонстрировать, на что якобы нужны деньги — накормить собачку. При этом мало кто из прохожих будет задумываться, почему двух-/трёхмесячный щенок лежит ничком на картонке (поверьте, голодный щенок будет вести себя совершенно иным образом) и почти не шевелится. Разумеется, это бизнес-конвейер. Животных накачивают тяжёлыми препаратами, благодаря которым они не только выглядят больными и несчастными (что вполне на руку мошенникам), но и быстро погибают. 

Чтобы помогать правильно — не нужно лениться. Это главный совет. Конечно, бросить 10 рублей в пакет попрошайке — самое простое. И совесть чиста, и даже пальцем о палец ударять не надо. Но чтобы реально почувствовать, что вы кому-то помогли, что помощь дошла до адресата, а ваши 10 рублей не уплыли в карманы криминальных авторитетов, нужно не «откупаться», а действительно хотеть изменить мир. Хоть чуточку, но изменить. Если вы пожертвуете деньги собачьему приюту, а потом увидите на его страничке в фейсбуке, что очередной пёс нашёл новую семью, — это будет настоящее счастье. Если вы отправите 100 рублей фонду, который помогает одиноким старикам, а потом на сайте фонда будете читать истории и смотреть фотографии, как бабушкам купили новые удобные кровати и пригласили гармониста, — это снова счастье. И его невозможно сравнить с этим странным противоречивым чувством, когда в метро над вами нависает человек с табличкой «помогите Христа ради», и вы вынуждены отдать ему свои деньги. Какой будет результат от вашей помощи? Неизвестно. А какой вред — теперь уже очевидно.

Владимир Берхин, президент благотворительного фонда «Предание»:

Попрошайки — это криминальная среда. Это группа людей, у которых нет дома, работы, банковских счетов и перспектив. Все они живут одним днём и не брезгуют незаконным заработком. Там прячутся беглые преступники, там крутятся «левые» деньги и ворованные вещи. На документы нищих оформляют липовые сделки, краденые машины и невозвратные кредиты. На них же недобросовестные полицейские списывают нераскрытые преступления. Бесправие бездомных и попрошаек делает их также идеальными участниками мошенничеств, жертвами преступлений, в том числе сексуальных (особенно это касается беспризорных детей).

Огромное число профессиональных попрошаек не очень хорошо сказывается на работе благотворительных фондов. Скорее всего, сборы фондов при обилии попрошаек несколько падают — у каждого человека свой лимит добродетели, и, подав нищему копеечку, он уже получает своё удовлетворение и фонду может и не пожертвовать. Хотя, в целом, скорее всего, «подающие попрошайкам» и «жертвующие в фонды» — несколько разные социальные группы.

Александра Бабкина, руководитель проекта Добро Mail.Ru:

Благотворительные фонды, как правило, стараются поддерживать взаимоотношения с человеком, который помогает: ему рассказывают о том, как его участие изменило ситуацию, в которой нужна была помощь, отчитываются, сколько было собрано средств и на что они были направлены.

10 типов профессиональных попрошаек

«Инвалиды войны» 

Делятся на два вида. Первые выдают себя за раненных и контуженных солдат, рассказывают, что получили увечья в боях за Родину. В основном это «афганцы» и «чеченцы». Кстати, по мнению некоторых врачей, культи, которые демонстрируют «бывшие солдаты», зачастую напоминают увечья людей, которые каждую зиму поступают в больницы с обморожением, перебрав с алкоголем и уснув на морозе. Другая категория, нарядившись в военную форму, исполняет военные песни, рассчитывая на поддержку со стороны сочувствующих и патриотичных соотечественников. Здесь даже никакие доказательства не нужны — гитара, форма, купленная в магазине товаров для военных, и пламенный взгляд — секрет успеха.

«Мадонны»

 

Беременные и женщины с младенцами — тоже распространённый тип попрошаек. Некоторые из них используют подушку для создания мнимой беременности, а «молодые матери» приносят вместо грудничков кукол. Гораздо хуже, когда попрошайки используют живого ребёнка — для того чтобы он весь день вёл себя смирно, его нередко накачивают снотворным или спиртным.

«Ради Христа»

 

Люди, которые ходят по вагонам метро и электричек с иконами и, пока просят милостыню, успевают упоминать имя Бога со скоростью 100 слов в минуту, а также много раз истово перекреститься. Зачастую они даже не особо поясняют, на что собирают и зачем, акцент на том, что это помощь «ради Христа» и «всего святого». Но далеко не всегда (точнее, почти никогда!) собранные деньги идут на нужды церкви.

«Искалеченные»

 

Очень часто по вагонам ходят искалеченные люди, которые при этом стараются выставить напоказ все изъяны своего тела. Расчёт во многом на то, что прохожим и пассажирам будет тяжело на это смотреть, и они постараются скорее дать денег и отвернуться.

 

«Мумия»

«Мумия» — так называют этого находчивого попрошайку — сейчас терроризирует пассажиров Московского метрополитена, но, судя по сообщениям на форумах, он успел поработать и в Санкт-Петербурге. Скорее всего, это целая сеть попрошаек, так как московские мумии тоже бывают разные: кто-то носит розовые одежды, кто-то серые с надписью «Слава России» на спине. Человек, замотанный в бинты, ходит по вагонам, издавая странные звуки, наподобие воя, и может сильно напугать людей слабонервных. Часто «мумия» выбирает себе жертву, встаёт напротив и нависает над ней, пока человек не даст денег, чтобы попрошайка поскорее отошёл. Жертвами обычно становятся едущие в одиночестве девушки, за которых некому заступиться.

«Защитники животных»

Ходят по вагонам метро и электричек в компании нескольких собак и собирают средства на помощь приюту. При этом настоящие защитники животных вряд ли будут мучить зверей прогулками в общественном транспорте.

Те, кто собирает не на приют, а «на корм щенку», нередко накачивают животных снотворным — здоровый щенок не сможет высидеть в коробке целый день. А если понаблюдать за ними на протяжении нескольких месяцев, можно увидеть, как часто меняются животные у таких попрошаек.

«Аски»

С ударением на первый слог. От английского «ask» — просить. Как правило — неформального вида молодёжь, выпрашивающая копеечку на «выпить и потусить». Абсолютно безобидны, ведут себя весело. Попрошайничество для них — способ найти деньги на веселье, а не на выживание, поэтому они могут изобретать всяческий креатив — читать стихи, танцевать, предлагать услуги по переносу через лужу и так далее. Могут просить на ночлег, на выпивку, на озеленение луны и спасение забайкальских мамонтов. Большинство уличных музыкантов — те же «аски», только с гитарой. Они обычно мошенниками не являются — о цели сборов предупреждают сразу и честно.

«Ограбленные»

 

Это люди, которые подходят к вам на улице и просят денег на билет до дома, потому что их ограбили, забрали документы и так далее. Часто почему-то просят билет в Липецк, хотя бывают и экзотические варианты типа Норильска. В большинстве случаев это мошенники, которые хотят только получить денег.

«Родители больных детей»

Это люди, которые ходят по метро с плохими ксерокопиями и печальными фотографиями детей, срочно нуждающихся в платных операциях и лекарствах. Среди них порядка 10 процентов говорят правду, хотя, как правило, тоже неполную. Остальные — просто мошенники, использующие фальшивые или просто чужие документы, которые зачастую не стыкуются между собой (просят помочь девочке с онкологическим заболеванием в московской клинике, а медицинская справка на украинском — из кардиоцентра). Иногда «любящие» родственники при этом привозят больных близких в переходы метро прямо под капельницей, что человек, желающий родственнику добра, вряд ли бы сделал. Иногда капельница — это всего лишь инструмент для придания ситуации особой трагичности. Самое лучшее, что можно сделать для такого рода людей, — отправить их в профильный фонд. Денег им давать не стоит — это прямое кормление мошенников.

«Тихие»

Эти люди похожи на «асков», но ведут себя иначе. Тихо и словно стесняясь просят у метро мелочь «на проезд». Как правило, выглядят плохо, но не как бездомные, а как опустившаяся молодёжь. Среди этой категории просителей много молодых девушек. По всей видимости, так собирают себе денег на дозу наркоманы или на стакан начинающие алкоголики. Если же человеку действительно надо просто пройти в метро, и вы хотите помочь — проведите его по своему билету.

«Нищая» мафия. Что нужно знать при встрече с попрошайкой

1. Попрошайки делятся на две категории: мошенники и рабы. Аренда места для мошенников стоит 7-10 тыс. руб. в день.

2. Около 40% просящих милостыню, удерживаются насильно и работают за еду. Часто это люди из регионов, которым некуда бежать. В том числе и дети.

3. В метро и возле основных храмов Москвы, все нищие работают под «хозяином». Подойти и встать с просьбой о помощи невозможно. Желающего просить милостыню просто выгонят.

4. Подавляющее число хозяев, расставляющих нищих по местам, платят милиционерам за крышу. Их бизнес процветает, а «работникам» просто некуда жаловаться.

5. Заработок попрошайки составляет около 15-20 тыс. руб. в день. Выручка зависит от продуманности подхода. Если это калека, то он должен быть максимально жалким. Если человек просит на билет домой, то необходимо выглядеть опрятно и прилично. Бабушке с зашитыми, гноящимися глазами около храма Святой Матроны подавали до 50 000 рублей в день.

6. Мамы со спящими младенцами на профессиональном сленге называются «Мадоннами». Ребенок на руках у «Мадонны» постоянно находится под действием снотворного или алкоголя и живет в среднем около 3-х месяцев. Их покупают у неблагополучных семей или у похитителей. Стоимость ребенка — 100 000 рублей.

7. Бабушки, закутанные в платки, часто вовсе и не бабушки, а довольно молодые женщины. На них накутывают кучу одежды и заставляют стоять на коленях не поднимая головы. Бабушкам очень хорошо подают.

8. В конце рабочего дня многие калеки «исцеляются», встают с колясок и уходят своими ногами. Настоящих слепых уводят «кураторы», собирающие дань.

9. Служители РПЦ не собирают пожертвования за пределами храмов, за исключением установки больших ящиков для пожертвований в крупных торговых центрах. Если вы видите священника в рясе, собирающего на строительство храма, то с большой долей вероятности, это мошенник. Попробуйте кого-то из них попросить прочитать Символ Веры и убедитесь. Просить деньги на улице священникам, монахам и сотрудникам приходов прямо запрещено Собором 2000 года.

10.  Фонды не могут принимать неучтенную наличность. Детские дома — это в основном государственные учреждения, и директор, который санкционирует такого рода сбор средств, быстро слетит со своего места. Исключением являются частные детские учреждения — например, «Детские деревни-SOS», проводящие на улицах российских городов большую фандрайзинговую кампанию. Официальные сборщики всегда имеют при себе документы от руководства с подписью и печатью, где сказано, кто именно на что именно уполномочен собирать средства. Они не принимают наличных, а скорее просто рассказывают о программах фонда, они не боятся встречи с полицией, ибо действуют открыто и легально. Они никогда ничего не продают сами. В любом случае, вы можете спокойно дома посмотреть сайт, отчёты, программы и т.д. — и принять решение о пожертвовании без лишнего внешнего влияния.

11.  Те, кто жертвуют, обычно нуждаются в деньгах сильнее, чем те, кому они подают.

12.  Никогда не давайте деньги попрошайкам. Можно дать еду, но не деньги. Пока будут давать деньги, этот бизнес будет процветать.

13.  Если вы действительно хотите помочь, то поговорите с человеком. Не спрашивайте про болезнь или откуда он приехал. Задавайте нестандартные вопросы, на которые трудно заготовить ответы. Например, где он учился, где работал, кто по профессии. Мошенники начинают плавать в ответах, а тот, кого удерживают насильно, может расположиться к вам и открыться.

14.  Выяснив проблему человека или животного, найдите организацию, занятую решением этой проблемы, причём организацию с историей, с подробными отчётами и прозрачной системой деятельности, с известным руководством и т. д. Свяжитесь с этой организацией и спросите, какую сторону их работы лучше поддержать. И даже если они попросят деньги на свои зарплаты — пожертвуйте. Потому что работа одного сотрудника фонда позволяет помочь десяткам людей.

15.  Полезную информацию можно найти  на профильных порталах — Милосердие.ру, Нужнапомощь.ру, Добро@Mail.Ru, Союз благотворительных организаций «Все Вместе».

16.  Если попрошайка собирает на «билет домой» — лучше дать ему контакты службы помощи «Милосердие», у которой есть специальная программа «Возвращение».

17.  В случае если деньги просят на лечение, можно попросить личные документы (и сфотографировать их), медицинские (то же самое), а также финансовые (счёт из клиники). Между ними и рассказанной историей должно быть соответствие. Не поленитесь позвонить в клинику, уточнить наличие такого пациента (сам факт

его наличия медицинской тайной не является). Идеальный вариант действий — попросить данные счёта медицинского учреждения и предложить внести деньги прямо на него. Тот, кто нуждается, это будет приветствовать, тот, кто мошенничает, начнёт изобретать уловки, чтобы всё же получить деньги в руки.

18.  Если вы узнали, что человека насильно заставляют попрошайничать, то постарайтесь не теряя его из виду позвонить активистам движения «Альтернатива». Они приедут в течение часа-двух. Если у вас есть возможность самостоятельно увести человека в безопасное место, сделайте это, а затем сразу звоните в «Альтернативу».

19.  Мошенников с животными можно почти всегда привлечь к ответственности по статье «Жестокое обращение с животными» (ст. 245 УК РФ). Попробуйте принести собаке колбасы или консервов, попросите посмотреть документы на собаку (особенно если собака породистая) — скорее всего, попрошайка попытается тут же скрыться. Что же касается сборов «на приют для животных», то знайте, что ни один волонтёр приюта не будет заниматься попрошайничеством в метро, электричках или переходах. У людей, которые действительно помогают животным, просто нет на это времени! Не давайте попрошайке денег, сфотографируйте и распространите информацию в интернете, вызовите полицию. Пытаться выкупить животное — бесполезное мероприятие, так как попрошайка получит хороший доход и просто найдёт другую собаку для «заработков».

20.  Максимально распространите эту информацию среди своих друзей, коллег, родственников. Это очень важно.

08.02.2016

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • В Москве исключительно на 2 категории делятся попрошайки: мошенники и рабы. Что касается храмов, там дают больше всего. В среднем один такой попрошайка зарабатывает от 15-20 тыс. руб. Соответственно, там невозможно стать действительно нуждающемуся человеку. Все места поделены, самое дорогое место у храма Святой Матроны, там одна локация на 4-х человек стоит порядка 150 тыс. руб. в месяц, это и местному участковому они отдают, и местной крыше. Попрошайки, которые мошенники, от заработанной суммы отдают половину своим хозяевам. Те, которые находятся в рабстве, отдают всю сумму. Нужно понимать, что те, кого удерживают в рабстве, это зачастую люди не из России, очень много инвалидов сейчас с Украины, бабушек с Украины, которым предлагают подработать, говорят, что есть работа домработницей или уборщицей в магазине, многие из них соглашаются. В итоге, они остаются в рабстве здесь до тех пор, пока им кто-то не поможет.

    После 2004 г. в целом этот бизнес взяла под себя молдавско-цыганская мафия, до 2004 г. это были грузинские воры в законе. Когда испортились отношения с Грузией, многих из них выслали, и, соответственно, этот бизнес перекочевал к молдавским цыганам.

    Полиция в целом никак не реагирует, потому что у них не было никакого регламента по этому поводу до нового года фактически. Мы встретились с полицейским руководством города Москвы, в результате этого вот сейчас выступили с инициативой в Мосгордуме.

    Также хочу отметить, что есть отдельный бизнес с так называемыми «мадоннами», это женщины с детьми. Практически всегда это дети не их, у них есть свидетельство о рождении ребенка, оно, как правило, выдано в Астраханской области, в нем нет фотографии ребенка, и по этому свидетельству женщина стоит на точке то с одним ребенком, то с другим, происхождение этих детей неизвестно. Данный ребенок живет от 1,5-3 месяцев. Каждый раз, когда вы даете деньги какой-то попрошайке с детьми, вы фактически оплачиваете смерть этого младенца.


    Дальше...
    Написал Мельников Олег (Олег Мельников) 08.02.2016 10:56
  • Ужесточить наказание для попрошаек это инциатива Главного управление МВД по городу Москве. Они обратились в Мосгордуму, чтобы мы выступили инициаторами законопроекта, так как мы имеем возможность вносить законодательные инициативы на федеральном уровне.

    Для любой законодательной инициативы всегда есть те, кто «за», и те, кто «против». Не случайно, в том числе Московская городская дума, также как и Государственная, является коллегиальным органом, для того, чтобы выслушать все мнения, и потом уже большинством принять решение.

    Инициатива не заключается только в том, где можно попрошайничать. Важно, чтобы было понятно, что можно делать, а что нет. Зарабатывать на этом нельзя. Мы с вами прекрасно знаем, что это некий бизнес, и люди, которые просят милостыню, делают это не для себя, а являются практически рабами всех, кто ими управляет. И поэтому здесь очень важно, чтобы были рычаги и возможности правоприменения для Главного управления МВД, потому что в Москве эта проблема стоит очень остро.

    То, как сейчас в законодательстве прописаны статьи, касающиеся попрошайничества, не дают возможности наложить штраф, и уголовные дела невозможно доказать, все рассыпается. Именно поэтому мы внесим эти изменения, чтобы полиция со Следственным комитетом могла доводить эти дела до судов.

    В соответствии с предложением, предусмотрены посадки для организаторов, до 7 лет лишения своюоды. И тут важно, чтобы была доказательная база по тому, что это организованная группа лиц, которая именно использует чужой труд для того, чтобы не платить налоги, и хорошо на этом зарабатывает. То законодательство, которое сейчас существует, недостаточное. И в этом законопроекте еще не поставили точку, это неокончательная редакция, потому что очень важно, активно ли действует попрошайка, или если он стоит молча с закатанными глазами и у него рука протянута, он попрошайка? Или он просто стоит, у него глаза закатились, вид у него жалостливый. Важно, чтобы были четко прописаны формулировки, кто является попрошайкой, какова организация данного предпринимательства, как она выглядит. Очень важно, чтобы все эти моментвы были четко прописаны, для того, чтобы полиция наконец смогла заниматься тем, чем она хочет уже давно заниматься, но не может.


    Дальше...
    Написал Святенко Инна (Инна Святенко) 08.02.2016 10:24
  • Да, проблема попрошаек существует. Наказание за это достаточно мягкое. Если брать Москву, то это регулирует Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, ст. 3.8. Она устанавливает максимальное наказание для физлиц от 100-500 руб. Уголовный кодекс РФ имеет норму, которая устанавливает ответственность для граждан за привлечение несовершеннолетних в попрошайничество. Тут как раз есть пробел в законе. Что подразумевается под «вовлечением»? То есть имеется в виду лицо (вовлеченное), которое уже более-менее осознает свои действия, гражданин, который понимает свои действия. Однако в большинстве случаев профессиональные попрошайки используют грудных детей, которые не способны понимать действия, и в данном случае исключается уголовная ответственность именно за вовлечение несовершеннолетних. Поэтому надо исправлять этот момент, вносить соответствующие изменения.

    И более того, мое личное мнение, в Уголовный кодекс необходимо внести отдельную статью, я бы ее назвал «организация занятия попрошайничеством». Статья будет подразумевать ответственность для руководителей криминального бизнеса, потому что данный бизнес криминален в большистве случаев, есть иерархия, есть руководители, есть смотрящие за определенными территориями. Сами попрошайки – самое низшее звено, исполнители, занимаются хождением по электричкам, метро, вокзаламю. И соответственно, наносится вред, в том числе и детям. Детям поступает информация не самая хорошая, впоследствии у них может возникнуть желание заниматься данным бизнесом, смотря на людей, которые стоят, ничего не делают и собирают деньги.

    В отношении откровенных мошенников, которые переодеваются бабушками, также необходимо ужесточить ответственность, а именно, увеличить административный штраф по крайней мере до каких-то существенных сумм, потому что профессиональные попрошайки это в большинстве случаев обеспеченные люди.

    Правоохранительные органы осуществляют покровительство этому бизнесу, идет взаимодействие различных структур. Надо бороться с коррупционной составляющей, с сотрудниками, которые покровительствуют данному бизнесу. Возникает необходимость проведения проверки в отношении этих сотрудников. Это и Следственный комитет, и прокуратура, необходимо написать обращение в целях проведения проверки.

    Надо бороться непосредственно с организаторами и профессиональными попрошайками. И первое, с чего необходимо начать, это с изменения законодательства.


    Дальше...
    Написал Дядищев Александр (Александр Дядищев) 08.02.2016 10:07
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА
    Что такое «реестровая ошибка» на себе испытали не только владельцы квартир и земельных участков, но и целые улицы, поселки и даже субъекты РФ.  Масштаб проблемы характеризуют цифры Росреестра: порядка...
  • Виктор Перевалов. Президент Уральской государственной юридической академии. Виктор Перевалов. Президент Уральской государственной юридической академии.
    Свои предложения по внесению изменений и дополнений в содержание проекта «Основ», а также о недостатках документа высказал Президент Уральской государственной юридической академии Виктор Перевалов. При...
  • CУПРУЖЕСКАЯ ДОЛЯ CУПРУЖЕСКАЯ ДОЛЯ
    Разделение на «мое» и «наше» в супружеской жизни, как правило, особой роли не играет. Ровно до того момента, как дело доходит до развода или семья попадает в сложную финансовую ситуацию вплоть до банкротства...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...