Владимир Радченко. Точка зрения.

«Правило Миранды» не помешает в любой стране, если и остальные правовые нормы соблюдаются
26 комментариев «Правило Миранды» не помешает в любой стране, если и остальные правовые нормы соблюдаются

Что касается своевременности внесения в Госдуму законопроекта об аналоге «Правила Миранды», можно вспомнить, что за рубежом эта норма оправдана практикой.  У нас, я считаю, она лишней не будет.

Я когда-то был за границей и видел листочек у полицейского с тремя стандартными положениями, на котором, по существу, гражданин расписывался в том, что его права были ему объявлены. Кроме очевидной пользы, такая практика иного не принесет.

На вопрос, какую законодательную норму с Запада было бы неплохо скопировать для России, я ответил бы, что у нас уже сложилась  своеобразная правовая система. Сегодня вопрос не столько в том, чтобы ввести какие-то дополнительные нормы, хорошо зарекомендовавшие себя в мировой практике, сколько о том, как четко соблюдать то, что уже написано в наших законах.

26.11.2013
Ни тяжкие, ни особо тяжкие преступления  не могут рассматриваться с выгодой для убийцы
29 комментариев Ни тяжкие, ни особо тяжкие преступления не могут рассматриваться с выгодой для убийцы

Меня настораживает, когда к «особому порядку» хотят отнести  дела о тяжких преступлениях, изначально это касалось только дел малой тяжести и средней. Моя личная практика показывает, что частенько люди признавались в преступлениях, а потом отказывались, что их совершили другие, причем это касалось и убийств.

Был случай, когда работник милиции признался в совершении убийства женщины, и если бы дело пустили по упрощенной программе, он бы уехал в колонию. В суде он стал доказывать, что не убивал. Был такой судья в Брянске – Филин, в самом деле мудрый, он тщательно исследовал обстоятельства, вернул дело на доследование, а потом нашлись 2 настоящих убийцы.

Вспомним дело Александра Меня. Признавались в убийстве один за другим несколько человек, одно дело отправили в суд, пустили по сокращенной программе. А на самом деле подсудимый был одним из десятка тех, кто признавался в этом убийстве. Экспертиза его участие не подтвердила.

Упрощение судопроизводства – это очень опасный путь. Мы можем потерять институт правосудия и заменить его машиной для признания. Ну а что касается экономии, извините, зарплату судье все равно надо платить, секретарям судебного заседания тоже, адвокаты за счет государства работают. На фоне, допустим расходов на Олимпийские игры в Сочи… Об экономии здесь смешно говорить.

Как бы не дожить до того, что  у нас перевернется ситуация и уже нормальное судопроизводство будет считаться особым порядком, а большинство дел будет штамповаться.

Если мы хотим иметь в стране нормальное правосудие, ни тяжкие, ни особо тяжкие преступления  не могут рассматриваться в упрощенном порядке, с выгодой для убийцы.

Меня волнует судьба миллиона уголовных дел, нежели нескольких рецидивистов, которые совершили убийства, и для которых общественность не допустит упрощенного порядка рассмотрения дела.

23.08.2013
«Право наказывать преступника – право государства»
16 комментариев «Право наказывать преступника – право государства»

Когда был принят Уголовный Кодекс, в него была заложена норма. Правовая норма заключается в том, что по отбытии определенного срока наказания человек, если он доказал свое исправление, получает право на льготы, это право даровано самим законом. Это соответствует мировой практике, ничего нового российское законодательство не изобрело. Это функция государства  оценивать, исправился человек или нет. Если поведение заключенного безупречно, то эта льгота на УДО реализуется. Если мы отбираем у человека право на УДО, то создается  ситуация полной безнадеги, хорошо себя ведешь или  плохо, все равно тебе сидеть полный срок.

В этом законодательном предложении есть два момента, которые вызывают у меня определенную тревогу. Если мы принимаем такой закон, что надо учитывать мнение потерпевшего, то мы передаем вопрос о судьбе человека из ведения государства в руки потерпевшего,  получается мстительное правосудие. У потерпевшего есть право на компенсацию. Право наказывать преступника это право государства, а не право самосуда.

Государство должно функционировать по единому принципу. Если человеку дана гарантия, предоставлено право на льготу, и он заработал это право, то оно должно быть реализовано.

Количество заключенных в расчете на 100 тыс. жителей в некоторых европейских государствах чуть ли не в 10 раз выше, чем в РФ. Тем не менее, надо  задумываться о том, что люди, которые находятся в местах лишения свободы все равно вернуться в наше общество. И нам не безразлично, какими они вернутся,  - озлобленными, потерявшими веру в государство и справедливость, -  или людьми, которые понимают, что они хорошо  себя вели и  получили право выйти на свободу  на несколько лет раньше.

11.03.2013
Детализацию статьи о мошенничестве не поддерживаю
25 комментариев Детализацию статьи о мошенничестве не поддерживаю

Статьи, которыми предлагается дополнить УК, - это своеобразная реакция на то, что мошенничество на практике становится настолько всеобъемлющим и емким, что очень трудно разобрать ситуацию, где мы имеем дело с личностями криминального плана, а где с представителями предпринимательского корпуса, которые либо сознательно становятся на нечестный путь, либо попадают в ловушку объективных обстоятельств. Бизнес – дело рискованное. И предприниматели нередко оказываются на скамье подсудимых в силу того, что бизнес сложился не слишком удачно.

Реформирование статьи 159 УК можно назвать не совсем удачной попыткой отделить преступления в сфере экономики от чисто криминальных. Мне кажется, что сама идея имеет право на существование, а практическая реализация, которая предполагается законопроектом, не очень удачная.

По поводу введения отдельного состава преступления для чиновников. МВД  это предлагает, чтобы усилить ответственность госслужащих. Все вполне в логике правоохранительных органов, которым лишь бы выполнить карательную функцию — что-то усилить, что-то добавить. А а законодатель должен руководствоваться своей логикой и выбирать золотую середину.

16.11.2012
  • Владимир Радченко Владимир Радченко

    первый заместитель председателя Верховного Суда РФ в отставке

    заслуженный юрист РФ

    Эксперт