Александр Сафонов. Точка зрения.

Ограничивать труд женщин нужно не по названию профессии, а по реальным условиям труда
2 комментария Ограничивать труд женщин нужно не по названию профессии, а по реальным условиям труда

Выбирать себе профессию, какую захочешь, человек может изначально при одном лишь условии, что не существует установленных государством ограничений, которые направлены на сохранение здоровья человека или избегания каких-либо иных вредных последствий. Список запрещенных для женщин работ  это достаточно давняя история. В 70-х гг. ХХ в. этот список был установлен. До этого подобного списка в принципе не было. Это связано с тем, что женщины активно вовлекались в восстановление народного хозяйства после войны. В 70-е гг. это было большое достижение, когда государство сказало, что репродуктивная функция женщины, способность ее порождать поколения это очень важно для государства и мы будем ее охранять. И в результате накопления  знаний о вредном влиянии производственных факторов на организм женщины, на способность ее забеременеть, выносить ребенка, а самое главное, родить здорового ребенка, возникли вот эти списки, состоящие из достаточно большого количества профессий. Естественно время меняется, наименование профессий часто может не отражать реальное состояние дел на месте. Раньше все было понятно. Было централизованное государство, практически везде по конкретной профессии одинаковые условия труда. Раньше женщине было запрещено быть пилотом самолета. Это связано со вполне понятными причинами, очень высокая степень вибрации, соответственно возможность прекращения репродуктивных функций, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Сейчас ситуация поменялась, появились в авиапарке новые  самолеты, которые совершенно другого образца, вредных факторов нет.

В 2013 г. был введен закон о специальной оценке условий труда, который позволяет работодателю при помощи проведения соответствующей экспертизы установить, есть ли вредные факторы влияния на человека или нет. Эта оценка связана не с формальной принадлежностью человека к той или иной профессии, а с реальным состоянием его рабочего места. Исходя из такого подхода, нужно менять саму систему оценки вредного воздействия. Надо четко обозначить, что если есть факторы на рабочем месте, неважно, как профессия называется, которые приведут к вредному влиянию на организм женщины, то такая работа запрещена. Если этих факторов нет, то женщина может осуществлять в этом плане трудовую функцию.

Тут ничего криминального нет, тут нет ограничения каких-то прав. Все время говорят о дискриминации. Но в документах международных и в Трудовом кодексе четко определено, что не являются дискриминацией ограничения, которые накладываются на возможность занятия трудовой деятельностью, если эти ограничения связаны с заботой о здоровье. Я приведу пример. Ведь никого не возмущает в нашем обществе, что детям, не достигшим 18 лет, запрещен полный 8-часовой рабочий день, для них вводятся определенные ограничения, - 6 часов, не больше. Запрещено привлечение подростков к ночным сменам и к работе в вечернее время. Все это потому, что подросток еще формируется с точки зрения определенных биологических параметров. Если не соблюдать элементарных ограничений, то он может получить какие-то заболевания, которые пронесет через всю свою жизнь и, не дай бог, станет еще инвалидом. Эта та же ситуация как и с ограничением курения. Многим не нравится, но это тоже не является дискриминацией курильщиков, а заботой о здоровье большей части людей.

Система достаточно целесообразно устроена, но абсолютно правильно, что минтруд занялся этим вопросом. Надо пересмотреть принципы формирования ограничительного списка. Он должен быть не связан с наименованием профессии, а должен определяться возможным участием женщины, подростка, еще какого-либо гражданина, исходя из реального состояния рабочего места. Тогда мы все коллизии, все проблемы снимем. И человек сможет получать образование и работать по профессии.

03.02.2017
  • Александр Сафонов Александр Сафонов

    Проректор Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук

    Эксперт