Ольга Карабанова. Точка зрения.

5 комментариев В РОДИТЕЛЬСКИХ ВОЙНАХ РЕБЁНОК ПОЛУЧАЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТРАВМУ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

Любому ребёнку в любом возрасте необходимы и мама и папа. Но при этом важно, чтобы они, по крайней мере, сотрудничали. Именно наличие конфликта между родителями наиболее неблагоприятно сказывается на дальнейшем развитии самого ребёнка и на построении его семейной модели. Поэтому, ситуации, в которых ребёнка делают средством, инструментом для мести, встречаются, увы, часто.
Для ребёнка, независимо от возраста, мама и папа олицетворяют весь мир, и от того, как они воспринимают друг друга, могут ли идти на компромисс, ладить, сотрудничать зависит то, какой образ мира будет сформирован у ребёнка. Проблема не столько в том, что это повлияет на образ его как будущего родителя, сколько в том, что ребёнок будет воспринимать мир либо как доброжелательный, либо как враждебный. В последнем случае возможны трудности общения, коммуникации, неуверенность в себе, высокая тревожность, склонность к импульсивным действиям в трудной ситуации, неумение принимать решения. И уже хрестоматийно, что если в семье нет лада и родители даже после развода не могут наладить нормальные деловые отношения, это сказывается и на дальнейшей семейной жизни детей.

Но смягчить это может круг близких родственников, друзей. Не надо им идти на поводу у враждующих бывших супругов, настраивать и подливать масла в огонь, надо подумать как, напротив, содействовать налаживанию этого самого сотрудничества.

Надо помнить, что просто решения суда не определяют ничего, и если они выполняются по принуждению, то такая конфликтная ситуация гораздо более губительна и неприятна для ребёнка, чем, порой, общение с ними в «отравленной» атмосфере. Поэтому, как признают многие, главные усилия должны быть направлены на посредничество, установление контакта, разъяснения родителям, что любой конфликт, даже скрытый, ребенок чувствует, он винит себя, что кого-то из родителей предаёт, общаясь с другим. Поэтому, не помогут здесь никакие приставы (а картина бывает душераздирающей, порой, когда ребёнка передают по решению), а только сотрудничество, только беседы и разъяснения. 

14.06.2019
комментировать Безнадзорность, отсутствие внимания и любви губительно сказывается на психике и развитии ребёнка

До того момента, пока ребенка перемещают в специализированное учреждение или другую семью, у него уже присутствует негативный опыт отношений, когда в собственной семье он не получает в значительной мере любви, заботы, подтверждения того, что он чего-то стоит, что он значим для кого-то. В случае безнадзорности, низкого уровня заботы, протекции и даже жестокого обращения, лишения пищи, крова, это губительным образом сказывается для маленького ребёнка на всё его дальнейшее развитие.

В плане личностного, эмоционального развития, если он сталкивается с ситуацией отсутствия любви и заботы, отвержения, у него отсутствуют навыки привязанности, нет оптимизма, открытости к взаимодействию с другими людьми, общительности. Это находит отражение в дальнейшей социализации, в трудностях, связанных с развитием представления о себе, образа Я, трудностями с самооценкой, её заниженностью, низким самопринятием. Это также нарушение эмоциональной сферы, склонность к депрессивным состояниям, трудности сопереживания, эмпатии, высокий уровень тревожности  и так далее.

Жестокое обращение, трудности раннего возраста, влияют и на познавательное, умственное развитие ребенка.  У него имелся дефицит общения, с ним не играли, с ним не разговаривали, и у ребенка наступают нарушения в развитии речи, а на это накладываются уже вторичные нарушения: памяти, мышления, восприятия. Таким образом, ребенок оказывается в очень сложной ситуации социальной и педагогической запущенности, что усиливается трудностями собственного познавательного и умственного развития.

Даже если ребенка перемещают в интернат или другую семью, он уже испытывает сложности адаптации, развития, так как его психика претерпела крайне неблагоприятное влияние. Эти особенности развития порождают и особенности поведения, которые называются склоняющимися или девиантными: это агрессивность, враждебность, социальные провокации, когда ребёнок делает все с точностью до наоборот, чем от него ждут, стремление обратить на себя внимание, пусть даже в такой неадекватной форме.

Также для ребенка в этой связи характерны такие эмоциональные нарушения, которые у взрослых и сверстников вызывают недоверие.  

22.03.2019
1 комментарий Не каждая профессия позволяет работать до старости

Существует достаточно много вариантов старения и недавно в наш лексикон вошло такое понятие, как успешное старение или, как его еще называют, эффективное старение. Это  старение, в котором возрастные изменения сопровождаются прогрессивными изменениями. То есть человек не сдает, а прибавляет в своем развитии. Уже достаточно  подробно изучены те условия, при которых мы можем говорить, что старение приводит к новому витку в развитии личности, возможностей человека. Одной из первых значится возможность человека в той или иной форме сохранить активную профессиональную, социальную деятельность, быть значимым, востребованным. Второе, очень важное условие, вторая детерминанта – это соматическое,  физическое здоровье. И только при этих двух условиях, когда не только есть желание быть востребованным и работать, но также все необходимые предпосылки, связанные со здоровьем, возможен процесс эффективного, успешного старения.

Называя возраст человека 65 лет, 70 лет, мы должны понимать,  что в каждом случае у него может быть совершенно разный статус с точки зрения соматического здоровья. Далеко не все профессии позволяют работать, обладая повышенными требованиями к возможностям работника. Для пожилых людей могла быть эффективной такая мера, как трудовая деятельность не полный рабочий день, а по возможности, по желанию. К сожалению, у нас такая вариативность очень редко практикуется.

Для активных пожилых людей, которые уже не могут реализовать себя в профессии, но еще полны жизненных сил, у нас действует программа «Активное долголетние». Для них становятся возможными виды деятельности, связанные с искусством, спортивными соревнованиями, интеллектуальная детальность, открываются кружки, студии.

Что касается бытующего мнения, что продление пенсионного возраста, а, значит, официальной возможности работать, откроет «второе дыхание в человеке», то те люди, которые чувствуют возможность работать и для них эта деятельность значима, и так остаются работать уже в пенсионном возрасте. А в целом, учитывая состояние здоровья мужской половины населения, то повышение пенсионного возраста может привести к тому, что далеко не каждый человек доживет до своей пенсии. 

08.06.2018
  • Ольга Карабанова Ольга Карабанова

    Заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ, профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент Российской Академии образования

    Эксперт