Вадим Дробиз. Точка зрения.

1 комментарий Недостаток культуры пития у нас – от недостатка денег

Российский алкогольный рынок находится в ситуации демографического кризиса. Пиво – это молодежный напиток, 70% его объема выпивают молодые люди от 18 до 35 лет. В стране с 1990 по 2002 годы рождалось детей в два раза меньше, чем в предыдущий  период. В 2008 году это поколение вышло на пивной рынок, двенадцать лет он падал, и сократился за эти годы почти на треть. Демографический кризис на нём закончился в 2019 году. Тем не менее, молодых людей от 18 до 29 лет у нас сегодня в два раза меньше, чем 10 лет назад. И пьют они в основном пиво, особенно в городах, на водку они переходят к 29 годам, когда осознают себя мужиками. А так, водку пьют в основном в асоциальных населённых пунктах, где нет работы, и, соответственно, у населения мало денег. Там меряют алкоголь по градусу: купили нелегальной водки на 100 рублей, чтобы шарахнула, и отключились.

Таким образом, общий объем потребления пива за это время упал, но на душу населения его размер практически не изменился. Более, того считать на душу, как это делает Минздрав и во всём мире, категорически неправильно. У нас, как и во всём мире за последние 30 лет произошло катастрофическое старение населения. Старики после 60 лет алкоголь почти не употребляют. Если необходимо достоверные данные получить и проанализировать, надо включать в исследования население в возрасте от 15 лет до 55-60 лет. Поэтому никакого снижения потребления на душу населения в спирте, о котором говорит Минздрав с 18 литров до 9,3 у нас нет. Потому, что у нас никогда не было 18 – эта цифра взята с потолка в 2008 году господином Онищенко, когда он возглавлял Роспотребнадзор. У нас потребление алкоголя было где-то 12,5 – 13 литров на душу населения. А сегодня примерно 11,5 литров.

Много говорят о том, что надо внедрять в России культуру пития, как на Западе. По моему мнению, культура потребления алкоголя – это, прежде всего, место потребления. Есть структура потребления, то есть расклад, сколько потребляется на душу вина, пива, крепкого алкоголя. По ним – мы с 2008 года пивная страна, мы потребляем пиво на среднеевропейском уровне. Почему у нас пьют во дворах, в скверах, на лавочках? Потому, что алкоголь безумно дорог. Если судить по соотношению цен на алкоголь и зарплат на Западе и в России, там алкоголь дешевле в 5-7 раз. Поэтому на Западе 45% алкоголя выпивается в барах, кафе, ресторанах, которых в разы больше, а у нас только 3-5% выпивается в питейных заведениях, ограниченным числом населения просто от недостатка денег.  Вот что такое культура пития. У нас и бомжи бы не отказались выпивать в барах,   кафе, ресторанах, были бы у них деньги. Нет у них классовой ненависти к коньяку Hennessy и винам Бордо.

26.07.2019
  • Вадим Дробиз Вадим Дробиз

    Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА»

    Эксперт