Максим Бардин. Точка зрения.

4 комментария Подход к оценке главных исторических событий в рамках школьной программы должен быть общегосударственным

Движением «СИЛЬНАЯ РОССИЯ» был проведен мониторинг учебников истории старших классов, допущенных Министерством просвещения к использованию в школах. Как правило, это учебники со сложным фактологическим контентом, наличием оценочных суждений, большим авторским коллективом. В ходе мониторинга к ряду учебников возникли вопросы.
Не секрет, что какие школа закупит учебники, по таким и ведется обучение. То есть, охват в рамках даже одного образовательного учреждения достаточно широк, не говоря уже о том, что школ, закупивших те же учебные пособия в масштабах страны немало. И выходит, что страна одна, а школьников учат разным интерпретациям истории. В ряде случаев весьма спорным, а порой и вредным. Именно они вызвали вопросы, так как фактология ни в одном из десяти исследованных учебников нарушена не была, эпохи и даты исторических событий даны верно.
Дело в оценках. В первую очередь таких ключевых моментов, как Великая Октябрьская социалистическая революция, гражданская война, коллективизация, распад СССР и Варшавского договора. Сложилось впечатление, что авторские коллективы сами не определились с форматом подачи, например, Октябрьская революция – это народное восстание или политический переворот, гражданская война – закономерная борьба политических групп или историческая трагедия России?
Из всего количества предметных вопросов возник общий: а допустима ли такая вариативность подачи и оценок важнейших исторических событий России в учебниках общеобразовательной программы? Некоторые специалисты уверены, что ничего плохого в этом нет. Возможно и так, но, думается, в рамках дополнительной самостоятельной исследовательской работы ученика. Каждый волен искать информацию, тем более источников – великое множество. Пожалуйста, для этого есть все возможности. Но государственный подход к оценкам важнейших отечественных исторических событий должен быть един. Второй вопрос, который в этой связи предстоит решить гражданам и экспертно-педагогическому сообществу – нужен ли единый учебник истории для 10-11 классов? 

12.05.2022
  • Максим Бардин Максим Бардин

    Член Высшего совета Общероссийского движения «Сильная Россия», кандидат политических наук

    Эксперт