Подход к оценке главных исторических событий в рамках школьной программы должен быть общегосударственным

Движением «СИЛЬНАЯ РОССИЯ» был проведен мониторинг учебников истории старших классов, допущенных Министерством просвещения к использованию в школах. Как правило, это учебники со сложным фактологическим контентом, наличием оценочных суждений, большим авторским коллективом. В ходе мониторинга к ряду учебников возникли вопросы.
Не секрет, что какие школа закупит учебники, по таким и ведется обучение. То есть, охват в рамках даже одного образовательного учреждения достаточно широк, не говоря уже о том, что школ, закупивших те же учебные пособия в масштабах страны немало. И выходит, что страна одна, а школьников учат разным интерпретациям истории. В ряде случаев весьма спорным, а порой и вредным. Именно они вызвали вопросы, так как фактология ни в одном из десяти исследованных учебников нарушена не была, эпохи и даты исторических событий даны верно.
Дело в оценках. В первую очередь таких ключевых моментов, как Великая Октябрьская социалистическая революция, гражданская война, коллективизация, распад СССР и Варшавского договора. Сложилось впечатление, что авторские коллективы сами не определились с форматом подачи, например, Октябрьская революция – это народное восстание или политический переворот, гражданская война – закономерная борьба политических групп или историческая трагедия России?
Из всего количества предметных вопросов возник общий: а допустима ли такая вариативность подачи и оценок важнейших исторических событий России в учебниках общеобразовательной программы? Некоторые специалисты уверены, что ничего плохого в этом нет. Возможно и так, но, думается, в рамках дополнительной самостоятельной исследовательской работы ученика. Каждый волен искать информацию, тем более источников – великое множество. Пожалуйста, для этого есть все возможности. Но государственный подход к оценкам важнейших отечественных исторических событий должен быть един. Второй вопрос, который в этой связи предстоит решить гражданам и экспертно-педагогическому сообществу – нужен ли единый учебник истории для 10-11 классов? 

12.05.2022

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Добрый день, уважаемая Лариса!

    Полностью подписываюсь под Вашим предложением! Считаю надо срочно, требовать от учителей базы по своему предмету, иначе погубят детей, что сейчас и происходит. Спрашивают как придется, тесты из интернета какие есть и абсолютно не по теме. Считаю это вредительство в государственном масштабе. С уважением Людмила.
    Написал Максимчук Людмила (Людмила Максимчук) 14.05.2022 11:49
  • Роль педагога и учебника во все времена была чрезвычайно высока. Сейчас, в условиях скорости получения информации, все, что происходит с учителем, учебником и учеником – весьма динамично. Современный учитель должен очень быстро ориентироваться в новой и уже структурированной информации и оперативно донести детям позицию, которая является, во-первых, государственной (потому, что он сотрудник государственной системы образования), и, во-вторых, личностной – как гражданина и здравомыслящего человека. Неизменной во все времена остается основополагающая задача педагога – воспитывать человека и гражданина. 
    Учебник в этой парадигме – база, краеугольный камень. Всю остальную навигацию в море знаний и информации ребенок ведет с помощью различных гаджетов при помощи взрослых или своих сверстников. Вопреки предположению, что в новых условиях роль учителя снижается, можно с уверенностью сказать, что его роль только возрастает. Он должен быть и авторитетом для ребенка, и, обладая уже указанными навыками быстрого сбора и структурирования информации, подавать ее ученику в государственно-личностном преломлении.
    Необходимо понимать, что учебник – это не просто книга, монография и даже не научный труд, а учебно-методический комплекс, что гораздо сложнее иных пособий. В нем и дидактический материал, и упражнения, и контрольные задание на закрепление знаний и их оценку. К классической форме учебника сейчас подключаются цифровые ресурсы и методологические рекомендации учителям. Стройная концепция изложения предмета усиливается необходимыми заданиями, которые развивают практические навыки поиска, усвоения и использования знаний. С тем, чтобы ребенок понимал, зачем ему нужны эти знания и навыки, как они работают в реальной жизни. К тому же наблюдается, особенно сейчас, разворот в сторону участия учебников в формировании гражданской позиции юного члена общества. Эта функция учебников была некоторое время размыта, особенно в начале 2000-х годов. Поступательные ежегодные изменения содержательной части учебников возвращают эту важнейшую составляющую с точки зрения целей государственной политики в сфере образования и патриотического воспитания. Первый шаг закрепления во ФГОСах третьего поколения содержательного ядра предмета и способов его преподавания уже сделан. Новый стандарт вступит в силу уже 1 сентября нынешнего года.    


    Дальше...
    Написал Кожевников Михаил (Михаил Кожевников) 12.05.2022 23:59
  • Не стоит противопоставлять базовое классическое образование и новые формы обучения, доступа к информации, подачи учебного материала. Это вещи не взаимоисключающие, а взаимодополняющие. Без базовых знаний по арифметике к высшей математике не перейти. Без базовых знаний нет качественных компетенций. Поэтому наличие их по каждому предмету у каждого учащегося – обязательно и обсуждению не подлежит. Все, что над этим – имеет полное право на вариативность. Более того, с учетом быстро развивающихся процессов в обществе, технологиях, информатизации, появлением новых видов деятельности и профессий, эта вариативность будет только нарастать. Как и навыки детей в получении информации, ее обработке и применении. И этому тоже надо учить.
    Наиболее верный порог разграничения базы и вариативности находится на стыке общего и высшего образования. Если первое должно давать основополагающие знания и навыки работы с информацией, то второе – разнообразие тех самых вариаций. И прислушиваться тут необходимо в первую очередь к самим ученикам и их родителям, которые с самого начала определяют образовательную стратегию для ребенка. Но когда школьный порог перейден, молодые люди к этому периоду – вполне сформировавшиеся личности, которые уже видят для себя жизненные горизонты. У них в сообществе с родителями должно быть право выбора, какие именно знания и компетенции в той или иной сфере деятельности им необходимы для успешного жизненного развития. 


    Дальше...
    Написал Шеина Лариса (Лариса Шеина) 12.05.2022 23:44
  • Учителя, прошедшие разные этапы педагогической деятельности, помнят, как еще несколько лет назад было такое количество учебников, что дети, переезжая из одного города в другой, а порой просто из одного образовательного учреждения в другое, не могли продолжить изучение программы. На нынешнем этапе совершенно четко определены единые программы и учебники, по которым обучаются дети в различных регионах, городах и школах страны. Соответственно, переход стал беспроблемным. И это очень важно и для учителя, ведь школа должна гарантировать ребенку качественное образование. За счет единой программы такой базовый результат гарантирован. 
    Дальше уже многое зависит  от таланта и способностей учителя. Ведь при подаче материала можно использовать максимальное количество дополнительной литературы, все возможные и доступные педагогу инструменты для достижения главного результата.
    Таким образом, планка учебника обязательно должна присутствовать. В этом смысле особую благодарность хочется высказать группе компаний «Просвещение», так как все их учебники разрабатываются с непосредственным участием педагогического сообщества, родителей, учеников, неоднократно апробируются, обсуждаются экспертным советом и уже только после этого принимаются.     


    Дальше...
    Написал Ильичёва Ирина (Ирина Ильичёва) 12.05.2022 23:39
  • Максим Бардин Максим Бардин

    Член Высшего совета Общероссийского движения «Сильная Россия», кандидат политических наук

    Эксперт