Чем четче в учебниках прописаны критерии оценки, тем меньше в ней субъективизма

На полях учебника пересекаются три направления интересов: государственный образовательный стандарт (его наличие определяет государственная экспертиза, только после решения которой учебник может быть допущен к публикации), интересы ребенка (учебник должен быть для него понятным и привлекательным) и интересы учителя, для которого это инструмент для достижения качества образования. Поэтому создание каждого учебника – огромнейшая работа не только коллектива авторов, но и большого числа ученых, практиков, экспертов в той или иной сфере знания.
В учебнике нет критериев оценивания тех заданий, которые размещены в нем, они даны в методических пособиях для учителя, но, когда составляются задания, в первую очередь решается задача по их соответствию двум задачам: это либо формирующее задание, чтобы ребенок научился, и в этом случае оценка не важна, либо это задание контрольного характера. И вот в этом случае должны быть заложены конкретные критерии оценки, понятные учителю и ученику. Чем меньше будет субъективизма в оценке, чем больше будет формализованного критериального отношения, тем больше учителю и ученику будет понятна справедливость ее выставления. Нынешние учебники, в отличие от предыдущих концепций строятся с учетом обязательной совместной работы учителя и ученика, а не на правлены на самостоятельную работу. Поэтому оценка в данном случае выставляется, если можно так сказать, общему результату работы.     

02.09.2021

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Оценка качества образования делится на два вида: формирующее оценивание (оценка индивидуального прогресса с комментариями, что у ученика получается, что – нет, в результате у него появляется «зона ближайшего развития») и итоговое оценивание (оценка освоения стандарта). Если первая оценка работает на прогресс, то вторая – на выдачу документа об образовании. В разных школах практикуются разные трактовки оценивания качества знаний учащихся, и тройка в одной школе может быть пятеркой в другой, единый подход существует только в ОГЭ и ЕГЭ.
    Первая категория – оценка индивидуального прогресса как раз и соответствует т.н. оценкам за старание, распространенным в американской и английской системах образования. Их объединяет ориентация на развитие, прогресс: ты сегодня сделал 15 ошибок, а вчера – 20, значит, ты стараешься. Опытные учителя давно так делают, когда вводился ЕГЭ Александр Наумович Тубельский говорил: «Да я Ваньке поставлю пятерку за то, что он сделал не 100 ошибок, а всего 20, а Петьке поставлю тройку потому, что он сделал не одну ошибку, а две». У детей в классе разные потенциалы и задача учителя сделать так, чтобы было интересно всем, подходить дифференцированно, кому-то давая полную нагрузку, кому-то более легкие задания. 


    Дальше...
    Написал Болотов Виктор (Виктор Болотов) 02.09.2021 18:17