Работнику стоит не затягивать, и в случае невыплат зарплаты обращаться в суд

Любой сотрудник, пострадавший от невыплаты заработной платы должен понимать, что требования по заработной плате могут выставляться в течение только одного года. То есть, терпение может быть велико, и на практике встречается, когда люди долго терпят – и полтора и два года, ждут, когда обещанную зарплату им выплатят, но этого делать не стоит. Этот пресекательный срок надо всегда держать в уме.

Если максимум через три месяца зарплата не выплачена, лучше обратиться в суд, получить решение суда, и потом самому решать: будете вы предъявлять это решение к исполнению, главное – его иметь на руках и каждые три года предъявлять на  исполнение. Если у работодателя на счетах есть деньги, они, соответственно, будут с него удержаны. Данный исполнительный лист имеет тоже пресекательный срок: если в течение трех лет с момента выдачи этого исполнительного листа, а, соответственно, вступления решения суда в силу, лист не предъявлен к исполнению, то его в дальнейшем нельзя будет предъявить. Таким образом, каждые три года надо его заново предъявлять на получателя.

Конечно, многие опасаются, что подав в суд на работодателя, есть риск остаться без работы. Но это далеко не факт, многие работодатели понимают тогда, что намерения сотрудника серьёзны, и предпочитают погасить задолженность, чем выплачивать потом пенни и штрафы. Разумеется, в других случаях такая вероятность имеется, но тогда зачем сотруднику работать в том месте, где на его права никто не обращает внимание, его жизненная ситуация и проблемы никого не волнуют?

12.04.2019

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • В 90-х годах я поинтересовался у французских коллег из министерства труда, как они борются с задолженностями по заработной плате. Они не поняли, о чём я веду речь, так как у них такого явления нет. У нас это явление сложилось в 90-х годах, когда отношение к работнику было наплевательское, и считалось, что он может подождать. С тех пор выстроилась такая культура трудовых отношений, когда можно работнику за труд не платить. В 1989 году задолженности достигали 100 миллиардов в месяц, не платили все, начиная от Газпрома, заканчивая мелкими предприятиями.

    Поэтому с 2009 года была разработана и внедрена программа борьбы с этим явлением, в первую очередь, административными и уголовными наказаниями. В действующем законодательстве у нас достаточно серьезно этот вопрос урегулирован, и работодатель, который умышленно задерживает заработную плату, может сесть за махинации на 5 лет. Те, кто задерживает заработную плату не по мошенническому умыслу, но, тем не менее, делает это,  может попасть под административное наказание, в том числе, как организация, и также уголовное с реальными и условными сроками. Кроме того, по решению суда, может быть помещён в реестр тех, кому запрещено заниматься управленческой деятельностью.

    Но, несмотря на то, что этот вопрос достаточно жёстко отрегулирован, существуют проблемы чисто экономического плана. У нас треть задолженностей по заработной плате связано с предприятиями-банкротами, которым просто не из чего возвращать деньги. Значительная же часть – это те предприятия, которые оказались в ситуации либо экономических сложностей, либо заложники такой «интересной» культуры, когда крупные компании намеренно задерживают выплаты своим подрядчикам, бесплатно кредитуясь таким образом за их счёт.

    Воздействовать на последних достаточно сложно, поскольку этот факт можно выявить только через судебные разбирательства. Но, понятно, что средние и малые предприятия стараются не судиться в таких случаях – выйдет себе дороже. Поэтому ситуация разнообразная, и всё меньше в ней вопросов, связанных как раз со злым умыслом, а в большей степени, с экономическими причинами.
    К тому же у нас культура работников в чаще всего патерналистическая, они ждут, надеются, что работодатель с ними расплатится, продолжают верить в светлое будущее и бесплатно работать. За рубежом такое в принципе невозможно. Там, как только приостановили выплату заработной платы, тут и работа заканчивается. Поэтому, когда государство чувствует, что есть задолженности по заработной плате (для чего нужен более эффективный мониторинг) должно думать, как людей, которые попадают в такую ситуацию, переобучать и переводить на другие рабочие места. Тогда подобных проблем не будет.  


    Дальше...
    Написал Сафонов Александр (Александр Сафонов) 12.04.2019 12:54
  • С формальной точки зрения, у нас законом достаточно жёстко защищено право на оплачиваемый труд. Принудительный труд запрещён, при любой задолженности начисленной заработной платы более 15 дней работник вправе приостановить работу до полного погашения, у нас есть и административная ответственность в отношении работодателей-нарушителей, у нас есть и уголовная ответственность в отношении тех, кто злостно нарушает трудовое право и не выплачивает заработную плату.

    Но на практике, конечно, мы сталкиваемся с массой различных историй, когда, несмотря на огромные задолженности, проблемы не решаются, людей футболят из одной государственной инстанции в другую, они пытаются что-то решить, иногда у них что-то получается, но это очень долго, а зачастую их усилия ничем не заканчиваются.

    Чаще всего проблема в том, что долго раскачиваются и принимаются за работу наши структуры, ответственные за надзор и контроль, к тому же, с большой неохотой. А когда берутся за расследование, бывает уже поздно: предприятие доведено до такой ситуации, когда денег нет, непонятно, откуда их брать, а директор уже куда-то сбежал за границу. Поэтому все иные принудительные меры, в том числе, запрет на выезд уже бесполезны, и непонятно, что делать. А вот когда еще можно было вмешаться и не допустить такую ситуацию, когда начинались первые задержки выплат, вот тогда никто ничего не предпринимал.

    Отчасти проблема и в том, что и люди сначала терпят, не обращаются в профсоюз, в трудовую инспекцию, прокуратуру, не используют иные методы борьбы. А ведь никто не защитит нас кроме нас самих – под лежачий камень вода течь не будет. Надо каждому работнику это помнить.

    В качестве положительного примера, как надо работникам бороться за свои права, приведу пример закрывающегося завода «Форд» в городе Всеволожск. Лидеры их профсоюза добиваются того, чтобы уволенным работникам заплатили заработную плату за 2 года вперёд, как это произошло ранее при закрытии такого же завода в Румынии. Учитывая специфику их профсоюзов и самой компании, солидарные действия работников «Форд» по всему миру в поддержку всеволожцев, думаю, такое станет возможным и у нас. 


    Дальше...
    Написал Бабич Олег (Олег Бабич) 12.04.2019 12:46
  • Предпринимательство – всегда риск, и надо уметь их просчитывать, видеть ситуацию на перспективу. Если не хватает, допустим, миллиона рублей на выплату заработной платы – можно взять кредит в банке. Надо отметить, что банки неохотно это делают, но на выплату заработной платы многих кредитуют.

    Думаю, основная причина таких массовых невыплат заработных плат – в кризисе управленцев. Это банальная некомпетентность. Допустим, вы произвели товар, предприятие работает сезонно – весна-осень, ваш товар должен продаваться. В прошлом сезоне продали на 10 миллионов, а в этом на 4 миллиона. И предприниматель не может понять, почему, товар произведён, людям надо заплатить, а продукция лежит на складе. Не прочувствовали рынок – надо было цену снижать, может, даже в минус уходить по прибыли, только, чтобы рассчитаться с работниками. Ведь им надо на что-то жить, семью содержать, детей. Может, получится в следующем месяце продать, а у предприятия уже задолженности по налогам и заработной плате. Надо сперва решить эти вопросы, а потом уже думать, как поднимать предприятие, выпускать другой товар, задействовать другие рычаги.

    Что касается задержек выплат в бюджетной сфере, то здесь, скорее, не некомпетентность планирования, а хитрости. Пришли деньги за зарплату, они их на депозит кинули, процент получили, с этих денег какие-то «дыры» заткнули, а люди подождут. 


    Дальше...
    Написал Савелов Юрий (Юрий Савелов) 12.04.2019 12:41
  • Нурида Ибрагимова Нурида Ибрагимова

    Руководитель департамента контроля качества Национальной юридической службы АМУЛЕКС

    Эксперт