Взрослые порой не замечают, как унижают ребенка

Прежде чем говорить о том, надо ли делать замечание чужому ребенку или нет, стоит прояснить, чем является замечание по своей сути. Это – краткое суждение по поводу услышанного или увиденного, направленное на определенное лицо. У делающего замечание есть свое представление о должном, о том, что такое хорошо и что такое плохо, желание приобщить ребенка или подростка к этим нормам. Как правило, у взрослых вызывают неприятие такие действия подростков, как развязное поведение, нецензурная лексика, неприличные жесты. Данные действия могут совершаться рядом с родителями или без них.  
Представим ситуацию, что подросток нецензурно выражается. В первую очередь каждый взрослый человек должен оценить обстановку, в которой это происходит. Если вокруг большое количество людей, поддерживающих подростка, его среда и единомышленники, легко можно спрогнозировать, что произойдет, если сделать ему замечание. А именно: в ответ возникнет агрессия в лучшем случае самого подростка, в худшем – всего окружения. Эксперты считают, что в такой ситуации лучше пройти мимо, не провоцировать. 
Помимо соображений безопасности, необходимо руководствоваться еще одним немаловажным принципом: а что мы хотим достичь этим замечанием? Если цели благородны, то такой же должна быть и форма. Ведь зачастую негативная реакция подростков на замечание вызвана не собственно его содержанием, а тем, как оно сделано. Надо понимать, что, возможно, ребенок не приучен к замечаниям и критике – в семье его баловали. Но критика со стороны необходима – это приобщение ребенка, формирующейся личности, к культуре: чтобы узнать себя он должен слышать оценку извне. Но если эта оценка преподнесена грубо, с намерением указать «место» подростка, то правильный постулат цели не достигнет, приобщение к культуре не произойдет, только наоборот: замечание вызовет хамство в ответ. В такой реакции большая часть вины взрослых, потому, что они не замечают, как, критикуя, они унижают ребенка.        

24.06.2022

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Как воспитывать детей, объясняя им правила и нормы поведения в конфликтах между собой или с взрослыми – вопрос очень сложный и каждый отец решает его на основании своего личного опыта и взгляда на воспитательный процесс. В моменты обмена опытом, обсуждения постулатов мэтров – великих педагогов, общей является мысль, что окружение собственных детей – это не деревья или мебель, а девиз «нет чужих детей, есть окружение моего ребенка» подталкивает к тому, чтобы бережно относиться к окружению, быть примером мужчины и для сыновей и для дочерей.
    Что касается замечаний другим детям, то в данном вопросе необходимо вникнуть в проблему и соответственно ей действовать. Если дело касается буллинга, травли, это один воспитательный наставнический алгоритм, если это правонарушение, то тут уже необходимо привлечение специалистов, перенимание их знаний и навыков. Если речь идет о воспитании собственного ребенка, то порой даже возникает вопрос: применять физические формы воздействия или нет? При этом думается, что «ремню» воспитание ребенка делегируют безответственные родители, которые не хотят или не умеют найти время для бесед с ребенком. А как раз откровенных доверительных разговоров в последнее время не хватает современным детям.
    Поколения миллениумов, хоумлендеров очень любят общаться, а их родители – поколения иксов и игреков – сдержаны и мыслят более четкими категориями. Меняются не только установки новых поколений, но и методы воспитания. Допустим, о тех, которые были общеприняты в начале прошлого века, не хочется сейчас даже говорить и обсуждать в качестве воспитательной стратегии. Есть разные времена, общепринятые тренды развития, духовно-нравственные установки, природосообразные семейные ценности. Необходимо использовать те, которые позитивно влияют на определенное поколение и воспитывают его.   


    Дальше...
    Написал Соленов Юрий (Юрий Соленов) 24.06.2022 10:19
  • Дискуссия о том, надо ли делать замечания другим детям, относится не только к сферам права, психологии и конфликтологии, но к сфере идейной. Наше общество пребывает сейчас в сложном затяжном периоде духовного кризиса, идущего параллельно с кризисом экономическим. Общей задачей является выход из этого состояния, и сделать это каждому в одиночку не так просто. Только вместе мы можем «проработать» и понять такие категории, как дружественность, милосердие. Запрос на единение должен реализовываться не на прежней добровольно-принудительной основе, а на проявлении доброжелательности друг к другу.
    Этот настрой эффективно действует и в случае с чужими детьми. Если маленький человек поступает неправильно, обижает другого, то взрослый, видя это, должен для себя сделать выбор: пройти мимо или сделать замечание. Но, решив высказать замечание, надо учитывать с виду незаметный, но очень важный момент: с каким внутренним чувством это делать. Если скрытые помыслы состоят в том, чтобы возвыситься, продемонстрировать «высокий» уровень своей морали и воспитания, то ничего положительного из этого не выйдет. Другой человек не воспримет «пресечение», если оно сделано высокомерно.
    И совсем другое дело, если взрослый настроен к ребенку по-доброму, воспринимает его как полноценную, равноправную ему личность, желает помочь, предостеречь, объяснить. Даже в случае, когда маленький человек будет настроен негативно к любому чужому мнению и в целом к посторонним взрослым людям и будет внутренне щетиниться как ежик, он душой услышит этот доброжелательный посыл. И, возможно, десять-двадцать таких посылов в его жизни, позволят ему не скатиться по наклонной плоскости, а пойти вверх. 
    Таким образом, созидательная педагогическая и психологическая теория в этом аспекте говорит о том, что вмешиваться нужно. Более того – невмешательство можно считать попустительством. Увы, в последнее время законы были выстроены так, что даже школа, учителя не могут воспитывать детей. Предыдущий ФГОС прямо указывал на то, что задача школы – предоставление образовательных услуг. Воспитание отводилось только семье, например, работающей на двух работах маме, или молодой, самой еще не очень опытной и зрелой. Следующий ФГОС был в этом плане уже подправлен, а уже будущий, вступающий в действие с сентября нынешнего года, полностью ушел от этой навязанной нам концепции. 


    Дальше...
    Написал Дережёва Ирина (Ирина Дережёва) 24.06.2022 10:16
  • Любовь Цой Любовь Цой

    Кандидат социологических наук, конфликтолог

    Эксперт