Москалькова Татьяна Николаевна

Законодательные новеллы, направленные на защиту прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг

 

13 апреля 2009 года юридическую силу обрел Федеральный закон, предметом регулирования которого являются административные правонарушения, совершаемые в области законодательства об акционерных обществах (АО), об обществах с ограниченной ответственностью (ООО), о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах. В целом, закон направлен на защиту прав и законных интересов инвесторов. Для этого, в первую очередь, законодательно уточнено определение и конкретизированы признаки манипулирования ценами на рынке ценных бумаг, а также усилена административная ответственность за правонарушения, совершаемые в сфере рассматриваемого законодательства.
         Сразу хотелось бы отметить, что новая редакция закона улучшит ситуацию не только в области административного контроля и профилактики правонарушений на рынке ценных бумаг, но и в области предупреждения деяний, которые носят характер уголовно-наказуемых, таких как злоупотребления при эмиссии ценных бумаг, уклонение от предоставления информации инвестору, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, мошенничество и иные.
         За счет каких нововведений это будет происходить?
Во-первых, новым Федеральным законом ответственность возлагается не только на должностных лиц, но и на иных потенциальных субъектов административного правонарушения, которыми могут являться члены совета директоров, правлений, дирекций, счетных, ревизионных, ликвидационных комиссий юридических лиц, вне зависимости от того, являются они руководителями или работниками отдельно взятой организации. Так, по статьям с 15.17 – 15.22 КоАП РФ, максимальная административная ответственность предусмотрена для юридических лиц, в среднем, она возрастет в 10-15 раз.
         Рассматриваемым Федеральным законом, также установлено правило, согласно которому в КоАП РФ учтены положения, позволяющие одному юридическому лицу осуществлять функции единоличного исполнительного органа другого юридического лица. При этом, совершив административное правонарушение, юридическое лицо – руководитель будет нести ответственность соразмерную той, что предусмотрена административным законодательством для юридических лиц.
         Во – вторых, новые требования предусмотрены для порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний руководящего состава юридических лиц. На таких собраниях как правило принимаются решения, затрагивающие права и законные интересы акционеров, участников ООО, владельцев инвестиционных паев, и поэтому, с целью нивелирования возможности каких-либо нарушений, впервые в административном законодательстве закреплена ответственность за нарушение процедуры созыва и проведения общих собраний, которая предусмотрена в форме административного штрафа: для граждан от 2 до 4 тыс. руб, для должностных лиц от 20 тыс. руб. вплоть до дисквалификации на срок до одного года, для юридических лиц – от 500 до 700 тыс. рублей.

         С целью предотвращения мошенничества и злоупотреблений лицами, имеющими возможность распоряжаться или оказывать влияние на распоряжение средствами инвесторов, статьи 15.23 и 15.24 КоАП РФ признаны утратившими силу. И наряду с этим, впервые предусматривается административная ответственность для должностных и юридических лиц, незаконно использующих индивидуализирующие признаки инвестиционного фонда

         Вообще, большинство правонарушений на рынке ценных бумаг имеют скрытый характер, в связи с чем, со дня их совершения и до дня их обнаружения проходит достаточно много времени. При этом срок исковой давности по старому положению равнялся двум месяцам. В результате этого правонарушители фактически свободно уходили от ответственности. Такая безнаказанность, в итоге, позитивно сказалась на росте количества административных правонарушений в отношении законных прав и интересов инвесторов, дестабилизации работы рынка ценных бумаг. На сегодняшний день, Федеральным законом срок исковой давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства об акционерных обществах, об ООО, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах продлен до одного года. Одновременно с этим, Федеральной службе по финансовым рынкам РФ (далее – ФСФР России) предоставлено право административного расследования после выявления правонарушения в области финансового рынка.
         Также ФСФР России вправе рассматривать нарушения, касающиеся непредставления или несвоевременного представления в государственный орган сведений, которые необходимы для осуществления этим органом его законной деятельности. До вступления нового Федерального закона в силу, указанные дела был вправе рассматривать только суд, что существенно замедляло оперативность рассмотрения данных тяжб, снижало эффективность правоприменения и учащало случаи неисполнения законных требований ФСФР России.
         Практика досудебного рассмотрения дел об административных правонарушениях существует уже давно и дает хорошие результаты. Так, в период с 1999 по 2001 г.г. ФКЦБ России и её региональными отделениями было вынесено 6508 постановлений, и только 5% из них были обжалованы в суд.
         Как было уже отмечено, в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" внесены изменения, касающиеся уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг, дана новая редакция пункта 2 статьи 51закона.
         Ключевой проблемой здесь являлась размытость и узость формулировок признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг. Установление признаков, не охватывающих реально существующие методы незаконного воздействия, искусственного колебания конъюнктуры рынка ценных бумаг.
В настоящее время одним из основных законодательных признаков манипулирования стоимостью ценных бумаг является наличие у манипулятора цели побудить инвесторов совершать сделки купли-продажи с публично размещенными и обращаемыми ценными бумагами. Но это не является определяющей целью субъекта правонарушения, который, к примеру, может преследовать и иные цели, такие как извлечение прибыли, установление цены на завышенном или заниженном уровне, увеличение объемов торгов, совершение сделок, не имеющих очевидного экономического смысла, выставление заявок по существенно отличающимся ценам, если заявки участников торгов соответствуют конъюнктуре рынка и т.д.
         Вместе с тем, специфика совершения сделок с ценными бумагами такова, что под неё невозможно выработать императивный перечень признаков манипулирования рынком ценных бумаг. Однако законодательно контролировать необходимо любые незаконные проявления субъектов правонарушений в этой области. Поэтому предполагается, что дополнительные критерии отнесения определенных действий к манипулированию ценами на рынке ценных бумаг могут быть установлены ФСФР России.
         Несколько слов о хранении документов, которое является обязательным и необходимым условием реализации и защиты прав владельцев ценных бумаг. До настоящего времени ответственности за нарушение требований законодательства о хранении документов не предусматривалось. Но, рассматриваемым законом, в КоАП РФ вводится совершенно новая статья 13.25, которая придает законную силу административной ответственности за этот вид нарушений. Согласно данной норме КоАП РФ, неисполнение акционерным обществом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда обязанности по хранению необходимых документов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2,5 тыс. до 5 тыс. рублей, а на юридических лиц от 200 до 300 тыс. рублей.
         Тот же объем административных санкций, предусмотрен и в случае, если требования по хранению документов нарушены обществом с ограниченной ответственностью или унитарным предприятием.

         Резюмируя сказанное, хочу отметить, что изменения, вносимые рассматриваемым Федеральным законом довольно концептуальны. Усиление административной ответственности за правонарушения в обозначенных выше областях правоотношений, не позволит негативно влиять на единообразие процесса рыночного ценообразования, подрывать принцип равных условий конкуренции на финансовом рынке и причинять тем самым имущественный вред добросовестным инвесторам и законопослушным держателям ценных бумаг.