Москалькова Татьяна Николаевна

Выступление Татьяны Москальковой на Международной научно-практической конференции, посвященной актуальным проблемам развития Союзного государства

Выступление Татьяны Москальковой на Международной научно-практической конференции, посвященной актуальным проблемам развития Союзного государства

Россия и Белоруссия имеют ряд общих обязательств, вытекающих из их членства в ООН, СЕ, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС и Союза Белоруссии и России. Это также дает основу гармонизации наших законодательств. Так, в области экологической безопасности среди целей СНГ, определенных в его Уставе, записано - осуществление сотрудничества в области экологии. В статье 19 этого же Устава одним из направлений сотрудничества названы: осуществление совместных природоохранных мероприятий, оказание взаимной помощи в ликвидации последствий экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

В 1992 году страны СНГ подписали Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды. В соответствии с ним государства проводят согласованную политику в области экологии и охраны окружающей среды с учетом ранее заключенных международных соглашений. Страны СНГ обязались на своей территории:

- разрабатывать и принимать законодательные акты, экологические нормы и стандарты в области природопользования и охраны окружающей среды;
- вести учет природных ресурсов и их использования по количественным и качественным показателям и проводить экологический мониторинг и др.

Принимая во внимание, что вода - один из важнейших незаменимых компонентов окружающей природной среды, имеет огромное экономическое значение совершенствование водного законодательства как для России и Белоруссии, так и для других страны СНГ.

В целях выработки общих подходов по охране водных объектов было принято Соглашение об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов государств - участников СНГ (Москва, 11 сентября 1998 г.).

Сближению и гармонизации законов государств-участников СНГ могут успешно служить положения модельных законов СНГ, содержащие рекомендации об установлении ответственности за правонарушения, направленные против экологической безопасности, в том числе загрязнения вод.

Сегодня в России и Белоруссии  за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Учитывая, что в законодательствах России и Беларуси положения, предусматривающие ответственность за правонарушения против экологии, содержаться и в других законах (административных кодексах о правонарушениях, гражданском законодательстве, водных кодексах и иных специальных законах), представляется целесообразным создать рабочие группы по проведению сравнительного анализа законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации. Такие группы экспертов при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России могли бы выработать по итогам анализа свои предложения и направить их в правительства государств для учета при выработки предложений по совершенствованию законодательства.

Так, анализ уголовных законов Беларуси и России показывает, что в области установления уголовной ответственности за преступления против экологической безопасности и природной среды, положения кодексов указанных стран в целом соответствуют положениям Модельного уголовного кодекса СНГ. Глава 26 Модельного УК «Преступления против экологической безопасности» содержит всего 22 статьи, из них охране воды непосредственно посвящено 4 (статья 222 «Загрязнение вод», статья 224 «Загрязнение морской среды», статья 227 «Незаконная добыча водных животных и растений» и статья 228 «Нарушение правил охраны рыбных запасов»).

Уголовный кодекс Российской Федерации в Главе 26 «Экологические преступления» содержит 17 составов, в том числе специально отмеченные по рассматриваемой теме Модельного УК. Новеллой российского УК при сравнительном анализе с Модельным УК можно считать– статью 253 «Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

А Уголовный кодекс Республики Беларусь в Главе 26 «Преступления против экологической безопасности и природной среды» содержит 22 состава. В нем отсутствует состав 224 «Загрязнение морской среды» Модельного УК, однако введены дополнительно такие составы, которые предусмотрены статьей 273 «Нарушение правил водопользования», статьей 268 «Сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды», статьей 270 «Уничтожение либо повреждение торфяников». Кроме этого, в статье 272 УК Беларуси предусмотрена ответственность не только за загрязнение вод, но и за их засорение.

Анализ статей уголовных законов Беларуси и России, предусматривающих ответственность за правонарушения против экологии говорит в целом об их схожести. Вместе с тем, следует отметить, что диспозиции статей УК России в большей степени гармонизированы с модельным законодательством, чем белорусское уголовное законодательство. Имеются различия в установленных санкциях за рассматриваемые преступления. В то же время, полагаю, что некоторые названные новеллы белорусского законодательства целесообразно внести и в российское уголовное законодательство. В частности, за нарушение правил водопользования, повлекшее по неосторожности истощение водного объекта, сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды и уничтожение или повреждение торфяников. Кроме этого, представляется интересным введение такого состава как нарушение правил безопасности при обращении с генно-инженерными организмами, экологически опасными веществами и отходами, в полной мере отвечающего и учитывающего проблемы современного государства.

Еще одно предложение, касается усиления ответственности и повышения санкций за совершение экологических преступлений и правонарушений. Совершенно очевидно, что ущерб , причиняемый обществу отравлением, даже если он совершен по неосторожности, водных объектов не менее опасен для общества, чем кража личного имущества или хулиганство. Сохраняется тенденция роста экологической преступности, стабильный рост удельного веса экологических преступлений в числе всех регистрируемых преступлений.

Практика назначения судом наказаний не соответствует тяжести содеянных преступлений. Почти половина лиц осуждается условно. Лишение свободы назначается крайне редко - в 1-2% случаев. В числе лиц, приговоренных к лишению свободы, почти 2/3 приговорены к срокам менее 1 года.

Штрафы и конфискации назначаются судами лишь в 30% случаев. Большинство составов экологических преступлений - материальные, при этом субъективная сторона сформулирована, как правило, в форме умышленной вины, т.е. преступления совершаются с прямым или косвенным умыслом. Это вызывает необходимость доказывания не только наличия негативных последствий деяния, но и причинно-следственной связи между деянием и наступлением его последствий.

Полагаю, что установленные санкции и правоприменительная практика уголовного и административного законодательства за экологические правонарушения не учитывают все негативные последствия для жизни и здоровья человека и окружающей среды.

Такой даже приблизительный анализ уголовных законов указывает на необходимость сотрудничества в области гармонизации наших законодательств, которое позволит взаимно обогатить их, укрепить наше сотрудничество в предупреждении экологических катастроф, поддержать общий подход к правовой культуре населения.