Москалькова Татьяна Николаевна

Усиление контроля за оборотом оружия

12 марта 2010 Государственная Дума приняла, а 17 марта Совет Федерации одобрил два федеральных закона, направленных на усиление контроля за оборотом оружия. Оба предусматривают внесение изменений в статью 13 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии". В настоящее время они находятся на подписи у Президента РФ.
Первый из них  предусматривает обязанность гражданина, владеющего оружием на законных основаниях, в случае изменения им постоянного места жительства в двухнедельный срок поставить его на учет в органе внутренних дел по новому месту жительства. Второй устанавливает запрет на продажу оружия наркоманам и лицам, совершившим незаконный оборот наркотических и психотропных веществ, привлеченным дважды в течение одного года в административной ответственности.
До принятия этой нормы между ФЗ «Об оружии» и КоАП РФ имелось противоречие, которое не позволяло наложить административное взыскание на лиц, нарушающих порядок учета оружия при переезде в другой адрес. Речь идет о том, что частью 1 статьи 20.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 300 руб. до 1000 руб. за нарушение гражданином, во-первых, сроков регистрации приобретенного по лицензиям оружия, во-вторых, сроков продления лицензий на его хранение и ношение, и, в-третьих, сроков постановки оружия на учет в ОВД при изменении гражданином постоянного места жительства.
При этом для первоначальной регистрации приобретенного гражданами оружия установлен двухнедельных срок (ч. 3 ст. 13 ФЗ «Об оружии»), а для продления лицензий на хранение и ношение оружия частью 11 той же статьи – до истечения пятилетнего срока. В отношении же сроков постановки оружия на учет при изменении гражданином постоянного места жительства в законодательстве ничего не было указано. Поэтому реализовать ст. 20.11 КоАП РФ в этой части не представлялось возможным. По крайней мере, такое решение было уязвимо, могло быть отменено в суде вышестоящей инстанции.
С целью исключить из практики данный нормативный дисбаланс новый закон обязывает обладателя оружия, переезжая на новое постоянное место жительства, снятия оружие с учета в лицензионно-разрешительном подразделении органа внутренних дел по месту прежней регистрации и поставить его на учет по прибытии на новое место жительства в соответствующем органе внутренних дел в двухнедельный срок.
Данный закон позволит органам внутренних дел в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности по контролю за оборотом оружия и поддержанию правопорядка в целом.
Справедливости ради надо заметить, что объем работы у сотрудников лицензионно-разрешительной системы видимо увеличится, особенно с учетом того, что количество зарегистрированного оружия только у граждан (не считая юридических лиц) в последние годы увеличилось и составило 6 млн. 80 тыс. 952 единиц. При этом количество утраченного – 3.755 единиц.
Второй Федеральный закон вносит в эту же 13-ю статью Закона "Об оружии" норму, запрещающую выдавать лицензию на приобретение оружия гражданам, которые в течении года повторно совершили административное правонарушение в области оборота наркотических средств или психотропных веществ, а также потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
В настоящее время лица, страдающие психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, не имеют право на получение лицензии на приобретение оружия (ч. 12 ст. 13 ФЗ «Об оружии»). Поэтому граждане обязаны представить в орган внутренних дел медицинское заключение по результатам освидетельствования по форме N 046-1, установленной приказом Минздрава РФ от 11.09.2000 N 344 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия". Данное освидетельствование осуществляется в лечебно - профилактических учреждениях, оказывающих медицинскую помощь гражданину на постоянной основе (по месту жительства либо работы или по договору обязательного медицинского страхования). В нем принимают участие кроме прочих также психиатр и нарколог.
Однако совершенно очевидно, что такое освидетельствование не может полностью гарантировать выявление лиц, употребляющих наркотики и психотропные вещества. Кроме того, пристрастие к наркотикам может появиться у человека и после соответствующего освидетельствования.
С учетом того, что статьей 40 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, КоАП РФ предусматривает административную ответственность в отношении лиц, изобличенных в этом (статья 6.9). Повторность в течение года привлечения их к административной ответственности свидетельствует об устойчивом пристрастии к наркотикам и психотропным веществам и потенциальной опасности для общества. Это подтверждает и статистика. Количество преступлений, совершенных лицами в состоянии наркотического опьянения, продолжает расти. В 2009 г. ими совершено 14090 преступлений, что на 9,8% больше, что в 2008 году.
Поэтому совершенно логично, что, являясь масштабной группой риска, они не должны иметь доступа к оружию. Однако до принятия рассматриваемого нового Федерального закона у органа внутренних дел не было законного основания отказывать им в выдаче лицензии на приобретение оружия.
Имели право на оружие и потенциальные наркоманы, которые привлекались к ответственности по ст. 6.8 КоАП РФ за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, т.е. незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ. В 2009 г. по этой статье КоАП было наказано в административном порядке 16196 лиц.
В настоящее время ФЗ «Об оружии» запрещает выдавать лицензии лишь тем гражданам, которые в течении года повторно нарушали административный кодекс, посягая на общественный или управленческий порядок жизнедеятельности граждан (мелкое хулиганство; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия; неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего и т.д.; невыполнение в срок законного предписания органа или должностного лица).
Этого было неизмеримо мало. Законодательное исключение возможности создания такого губительного тандема как наркоман с оружием в руках это, в свою очередь, сильнейшая превентивная мера в борьбе с преступностью.
Данные законотворческие инициативы, сформированные при непосредственном участии МВД России, прошедшие в нем глубокую правовую экспертизу и получившую активное сопровождение во время прохождения в палатах Федерального Собрания, будут способствовать повышению эффективности борьбы с преступностью и охраны общественного порядка.
И в завершении хочу отметить. Чтобы быть достойным обладателем оружия необходимо понимать и принимать культуру обращения с ним. Каждая такая единица – это своего рода организм, который не при каких обстоятельствах не должен быть орудием в руках носителя, охваченного беспределом эмоций, или средством наживы корыстолюбцев. Принципы обеспечения общественной безопасности в стране и в социуме требуют от нас соблюдения одного, но жизненно важного правила – чтить эту культуру! Закон лишь задает пределы дозволенности, установленные государством в наших же интересах.