ЭТО НЕ Я, ЭТО ОН!

Оказывается, древний как мир способ избежать наказания,  указав на непричастного, нередко исправно работает в отечественном правоприменении, о чем и повествует это журналистское расследование. Мотивы горе-бизнесменов, которые «не справились с управлением», задолжали налоговой и заявили, что они всего лишь номиналы, а виноват «бенефициар» –  бывший владелец компании, относительно понятны: сидеть никому не хочется. А вот в мотивах правоприменителей, которые  в погоне за якобы бенефициаром, пять лет назад продавшим этот бизнес, привели к полной остановке деятельности его компаний, производящих  жизненно необходимое в период санкций медицинское и противопожарное оборудование, пытались разобраться эксперты портала. Со своей историей предприниматель обратился в правовую рубрику программы УТРО на НТВ, а обсуждение ее состоялось в рамках главтемы «Недолиберализировали»

Василий Шимко, обвиняемый, по версии следствия, в совершении преступления, предусмотренного п. «а, б» п. «а, б» ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией…, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере), – крупный российский предприниматель и ученый. В 2016 году он открыл завод по производству медицинского оборудования словацкого мирового бренда Chirana. Согласовывали проект непосредственно министр промышленности Российской Федерации Денис Мантуров и министр экономики Словацкой Республики Петр Жига. Его ООО «ХИРАНА+» производит и обслуживает разработанные российскими учеными жизненно необходимые в условиях санкций аппараты вентиляции легких, наркозно-дыхательных систем, поставляет комплектующие, обучает специалистов в первую очередь для государственных учреждений здравоохранения, в том числе вновь присоединенных регионов. ООО «СпецПожТех» занимается производством противопожарного оборудования, так необходимого в условиях атак БПЛА на объекты нефте-газо-химического комплекса России. Всего же Василий Шимко является основателем 14 компаний специализирующихся на инновационных видах бизнеса, членом-корреспондентом Академии Наук Пожарной безопасности, неоднократным лауреатом премий Академии Наук Пожарной Безопасности Российской Федерации, активно занимается благотворительной деятельностью, в том числе оказывает существенную помощь бойцам в зоне СВО.

По версии Следственного отдела по городу Люберцы ГСУ СК РФ по Московской области, Василий Шимко, являясь фактическим выгодоприобретателем от деятельности ООО «СвязьСтройСервис-44», совместно с неустановленными лицами разработал преступную схему, направленную на уклонение от уплаты налогов из корыстных побуждений, путем внесения заведомо ложных сведений в налоговые декларации по НДС за 2-4 кварталы 2020 года, 2-4 кварталы 2021 года и 1-4 кварталы 2022 года  и налогу на прибыль за 2020-2022 года. Всего на сумму более 224,8 млн рублей.
Но все дело в том, что в 2020 году Василий Шимко продал ООО «СвязьСтройСервис-44», поскольку сосредоточился на развитии собственного бренда. Ход этого странного расследования эксперты портала охарактеризовали известной горько-шутливой фразой писателя Александра Покровского о том, что любое начинание делится на четыре стадии: запутывание, запугивание, наказание невиновных, награждение непричастных. Приняв образную оценку, остановимся кратко на этих пунктах.


1. Запутывание

В 2018 году в компанию ООО «СвязьСтройСервис-44» трудоустроился С. Золотарев, который ранее трудился в ЗАО «ГазпромИнвестЮг». Сразу после прихода Золотарев попросил Шимко назначить на должность генерального директора своего давнего знакомого И. Рылова и заменил всех ключевых сотрудников, а именно главного бухгалтера, финансиста и главного инженера. Через несколько лет Василий Шимко принимает решение продать принадлежащие ему 100% долей в уставном капитале ООО «СвязьСтройСервис-44» ценой 10 млн рублей И. Григорьянцу и И. Глухову. О чем 01.06 2020 года был заключен Договор купли-продажи. Участниками сделки была достигнута договоренность о выплате собственнику – Василию Шимко – 100 млн. рублей дивидендов из нераспределенный прибыли ООО «СвязьСтройСервис-44», которая на тот момент составляла порядка 250 млн рублей. Решение об этом было удостоверено нотариусом и зарегистрировано в реестре. Забегая вперед, скажем, что выплата была произведена не в полном объеме.
Таким образом, фактически с 2018 года Шимко не являлся гендиректором ООО «СвязьСтройСервис-44», руководство финансово-хозяйственной деятельностью осуществляли другие лица, а с 2020 года и вовсе вышел из состава учредителей. Говоря юридическими терминами, не являлся лицом, оказывающим влияние на условия и результаты  сделок, совершаемых Обществом, лицом, определяющим решения, принимаемые сотрудниками Общества.
Сразу после перехода собственности, уже за 2-4 кварталы 2020 года (при нераспределенной прибыли в 250 млн рублей) руководство компании допускает занижение налоговой базы. Факторы, приведшие к финансовой несостоятельности компании, – не предмет рассмотрения правоведов, но можно предположить, что имела место совокупность внешних, таких как эпидемия COVID и санкционные ограничения, и внутренних факторов – «низкая квалификация руководства», как отметил в своих показаниях Григорьянц. По его мнению, самым негативным образом сказалась трагедия – самоубийство в марте 2022 года Золоторева. После этого дела в компании пошли еще хуже – образовалась огромная задолженность по зарплате, в налоговые документы по-прежнему вносились недостоверные сведения. По всей видимости, руководство понимало ход дальнейших событий, если в начале  2023 года привлекло в консультанты бывшего сотрудника УЭБиПК ГУ МВД России по г. Москве. В. Каллаура. В дальнейшем он был назначен Генеральным директором ООО «СвязьСтройСервис-44». Гром для компании грянул в 2024 году, когда по результатам налоговой проверки, УФНС было принято Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Однако именно Шимко стал в итоге фигурантом уголовного дела по неуплате налогов, а не ответственные в период налоговых нарушений лица – генеральные директора А. Островский, И. Рылов и В. Каллаур. Позиция следствия, по всей видимости, состоит в том, что Василий Шимко имеет возможность погасить указанную недоимку, настоящие  виновники – нет. 

2. Запугивание

Указанные лица заявили, что они всего лишь номинальные руководители, а настоящий руководитель и бенефициар (выгодоприобретатель) – Василий Шимко. По типу: вы же видите, у нас денег нет, а у него есть, значит, он виновен, а мы нет, вот и идите за деньгами к нему. И следствие пошло! Причем, максимально жестко. Как указал Василий Шимко в своей жалобе  Прокурору Московской области, на первом же опросе 5 июня 2025 года в качестве свидетеля он был задержан  в качестве подозреваемого, а затем еще дважды допрошен и помещен в ИВС МУ МВД России «Люберецкое». Там здоровье Василия Шимко стало стремительно ухудшаться, несмотря на это, его на следующий день доставили на очную ставку, а затем в суд для избрания меры пресечения. Было решено поместить его под домашний арест, уже в зале суда Шимко стало настолько плохо, что пришлось вызвать скорую. Врачи, осмотрев, стали настаивать на госпитализации, против чего был решительно против следователь Р. Стовпец – он был намерен провести следующую очную ставку в этот же день. Его намерение было настолько сильным, что он прибыл даже в Люберецкую областную больницу, куда был госпитализирован Шимко, и все-таки добился доставки обвиняемого в отдел для очной ставки. Там состояние предпринимателя ухудшилось настолько, что необычайно настойчивый следователь Стовпец вызвал скорую сам (открылась рвота и поднялось давление до критических значений). Но госпитализировать Шимко в кардиологическое отделение, как хотели врачи приемного отделения больницы, не дал – очная ставка же ждет! Поздно ночью он доставил Шимко в следственный отдел, где продержал без объяснения причин до 2 часов ночи. А потом выдал повестки, по которым уже в тот же день – 7 июля  Шимко обязывался явиться на допрос в 12.30 и в это же время на следующий день – обе эти даты приходятся на выходные дни. Но уже утром 7 июля Василий Шимко был экстренно доставлен на скорой в клинику АО «Медицина» и госпитализирован в отделение реанимации и интенсивной терапии с опасными для здоровья осложнениями. В жалобе Василий Шимко указывает, что «все вышеуказанные незаконные и необоснованные действия, направленные на нарушение моих конституционных прав и унижения моего человеческого достоинства, следователь Стовпец Р.В. неоднократного посредством мобильной связи согласовывал с неизвестными мне лицами».
Не менее активен следователь Стовпец был и в части наложения ареста на расчетные счета обвиняемого. Ходатайство следствия Люберецкий городской суд Московской области удовлетворил частично. Арест денежных средств, находящихся на личных счетах Шимко, а также средств на счетах ООО «ХИРАНА+», ООО «СпецПожТех» был признан судом необоснованным. Постановление вступило в законную силу. Суд оставил арест на имущество Шимко, так как посчитал меры достаточными.
На этом, как утверждает защита Василия Шимко, следственный каток в отношении не признающего вмененное правонарушение предпринимателя не остановился, и в уголовном преследовании появилась еще одна статья – 174 УК РФ.  По версии органов предварительного следствия, легализация (отмывание) денежных средств выразилась в перечислении денежных средств с расчетных счетов фирм – «однодневок» ООО «Транспроектинжиниринг», ООО «РемСпецТех», ООО «Промторг», ООО «Строй Групп», ООО «Су-30», ООО «СМУ-150», ООО «Юрком», ООО «А-Строй» на расчетные счета «подконтрольных организаций».
Еще раз напомним, что производились эти переводы не под руководством Василия Шимко и не по его распоряжению, доказательств этому нет никаких. Но «не видящее» этот важный момент следствие и тут оказалось не право. Дело в том, что такие «замкнутые» переводы средства из теневого оборота не выводят, они так и вращаются там. Наличие состава преступления ст. 174 УК РФ доказывается тем, что виновное в нарушении закона лицо вывело эти средства себе во владение, пользование и распоряжение. Но само по себе перечисление денежных средств с расчетных счетов фирм – «однодневок» на расчетные счета «подконтрольных организаций» не может свидетельствовать о легализации денежных средств. Указанные операции, как следует из фактических обстоятельств уголовного дела, являлись лишь финансовым инструментом, направленным на совершение того самого преступления предусмотренного п. «а, б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, которое следствие настойчиво вменяет предпринимателю.
Далее Шимко вновь арестовывают, доставляют в изолятор временного содержания, а после – в суд. В заседании он заявил, что он не понимает и не принимает суть обвинений, вменяемых ему преступлений не совершал и даже помысла такого не имел. Следствие просило изменить меру пресечения с ЗОД на помещение в следственный изолятор, хотя прекрасно осведомлено о наличии у Шимко серьезных заболеваний сердечнососудистой системы. Однако суд не принял во внимание доводы следствия и оставил Шимко на свободе.

3. Наказание невиновных

Эксперты ЭСМИ «ЗАКОНИЯ», проанализировав материалы дела, предоставленные Василием Шимко, оказались едины во мнении, что::
    • Предъявленное В. Шимко обвинение в совершении преступлений, предусмотренных п. «а, б» ч. 2 ст. 199 УК РФ и ст. 174 УК РФ, видится незаконным и необоснованным: доказательств совершений преступлений в деле нет. Следствием при этом нарушены: ст. 5 УК РФ; ст. 14 УПК РФ; ст. 171 УПК РФ.  На предпринимателя и его бизнес явно оказывается беспрецедентное уголовное давление. Объективность и беспристрастность следствия в таких условиях находится под вопросом.
    • Опросы ключевых свидетелей, не имеющих отношения к преступным схемам, прямо опровергают версию органов предварительного расследования о том, что В. Шимко фактически осуществлял руководство финансово-хозяйственной деятельностью ООО «СвязьСтройСервис-44» и являлся выгодоприобретателем от деятельности данного юрлица.
    • Следствие в нарушение ст. 164 УПК РФ предприняло недопустимые действия и решения, унижающие честь и достоинство обвиняемого, поставив под прямую угрозу его жизнь и здоровье. 
    • Действия следствия в части ареста имущества противоречат п. 9 ч. 2 ст. 29; ч. 1, 3, 8 ст. 115; ст. 165 УПК РФ. Они привели к остановке хозяйственной деятельности ООО «ХИРАНА+» и ООО «СпецПожТех», и компании не могли исполнять трудовые и договорные обязательства, выплачивать зарплату, осуществлять налоговые платежи, страховые взносы и сборы длительное время. Поскольку предприятия действуют в рамках госзаказа, остановка производства может поставить его исполнение под угрозу.
    • Очень странный статус у ответственных лиц – свидетели. Они же ставили подпись под декларациями, они вносили эти сведения. Это как минимум соучастники, если исходить из версии следствия. Но почему-то оно ровно в этом месте становится на удивление снисходительным. С таким же успехом вора-форточника, который действовал по наводке, можно признать свидетелем, поскольку он действовал в пользу организатора преступления.

4. Награждение непричастных

«Фридрих Энгельс сказал: "Есть два способа разложить нацию: наказывать невиновных и не наказывать виновных". Такие дела, как это, как раз и опасны попытками сделать, по всей видимости, допустивших правонарушения непричастными, карая невиновного. Они дают карт-бланш потенциальным нарушителям, ведут к правовому нигилизму: если получилось у кого-то, то можно и мне», – подытожил обсуждение один из экспертов.
ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» в рамках мониторинга правоприменения по соглашению с Министерством юстиции России будет отслеживать ход данного дела, а также рассказывать о нем нашим подписчикам.  

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Обсуждение

  • Оказывается, древний как мир способ избежать наказания, указав на непричастного, нередко исправно работает в отечественном правоприменении, о чем и повествует это журналистское расследование. Мотивы горе-бизнесменов, которые «не справились с управлением», задолжали налоговой и заявили, что они всего лишь номиналы, а виноват «бенефициар» – бывший владелец компании, относительно понятны: сидеть никому не хочется. А вот в мотивах правоприменителей, которые в погоне за якобы бенефициаром, пять лет назад продавшим этот бизнес, привели к полной остановке деятельности его компаний, производящих жизненно необходимое в период санкций медицинское и противопожарное оборудование, пытались разобраться эксперты портала. Со своей историей предприниматель обратился в правовую рубрику программы УТРО на НТВ, а обсуждение ее состоялось в рамках главтемы «Недолиберализировали».

    Далее...
    Написал П. В. (аdmin) 24.12.2025 16:50