Специалисты Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) намерены научить отечественных чиновников говорить на нормальном русском языке, а не на их родном, бюрократическом. Эксперты академии считают, что обилие клише и канцеляризмов в ответах на вопросы и жалобы людей «затрудняют понимание и не располагают к общению», «создают впечатление низкоквалифицированного персонала», «отвращают от диалога и вызывают раздражение». Ранее Минздрав также озадачился созданием методических рекомендаций для врачей при общении с пациентами. То есть, налицо тенденция заставить чиновников стать ближе к народу.
Люди без эмпатии
О том, что страшно далеки они от народа, чиновники, судя по опросу РАНХиГС, и сами знают. На вопрос: «Считаете ли вы, что госорганам необходимо повышать коммуникативные навыки?» положительно ответили 92% опрошенных сотрудников органов власти ряда областей, Пенсионного фонда России, Счетной палаты и Федеральной налоговой службы. В пособии приводятся реальные примеры бездушных отписок. Например, ответ, где гражданину рекомендовано «направить личное обращение в ТСП». У этой аббревиатуры 22 значения, среди которых: тактико-специальная подготовка, теория случайных процессов, телепорт Санкт-Петербург. Откуда человеку, особенно пожилому, знать, что речь идет о территориальном структурном подразделении? И уже совсем издевательским специалисты назвали ответ: «Среднедушевой доход вашей семьи неизвестен, в образовавшихся долгах по ЖКХ и их взыскании службой судебных приставов, по всей видимости, виноваты вы сами». Минздрав, в свою очередь, категорически запретил употреблять фразы: «Это же не я вас неправильно проконсультировал(а)», «Что вас еще не устраивает?», «А мы-то здесь при чем?»
«Россия – страна казенная» (А.П. Чехов)
Талант чиновников изъясняться не по-русски и профессионально плодить отписки давно уже стал притчей во языцех, а бюрократический язык являет чудеса живучести. Эксперты, в том числе и Академии госслужбы, и не ожидают, что сборники этических запретов и речевых модулей как-то кардинально изменят ситуацию: пока чиновникам можно спрятать свою некомпетентность за официально-деловым стилем русского языка, они будут это делать. Как научить чиновников «клиентоориентированности»? Может, поставить их в зависимость от людей: на уровне нормативных актов и современных средств коммуникации ввести оценку общения с людьми как в МФЦ и банках? Много оценок «5» – получи премию, много двоек – получи путевку в трудовую жизнь на производстве, если не умеешь с людьми общаться.
Написал П. В. (аdmin)
в теме ГОВОРИТЬ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ
30.01.2023 20:42
«Закония» в соц. сетях