Светлана Герасимова

  • В вопросе коррупции есть несколько проблем. На самом деле люди понимают, что цепочка формирования ответственности включает в себя не только ответственность бизнеса или ответственность человека, а это все-таки некая цепочка: государство, общество, бизнес, гражданин. И если мы только к одному звену предъявляем какие-то вопросы, остальные звенья у нас проваливаются, то на уровне бытового восприятия у людей это вызывает чувство несправедливости. Когда мы пытаемся на наших образовательных программах сформировать вопросы социальной ответственности бизнеса, у бизнеса возникает вопрос, а почему государство не формирует для себя такие же нормы? Почему оно не начинает вести более прозрачную деятельность, подотчетную деятельность. Не внедряет этические нормы. От граждан мы часто слышим, почему бизнес не социально ответственен? Почему люди не социально ответственны? Эти вопросы приводят нас к тому, что это комплексный феномен, и работать с ним нужно комплексно.

    Да, проповедь в СМИ это одна из мер. Но есть еще один важный момент, тема очень тонкая и работать с ней нужно очень тонкими инструментами, не заставлять всех издавать пособия, посещать курсы и т.д. Кстати, напомню, что с введением религиозных основ в школах, знаете, какого рода проблемы возникли на местах? – Кто будет читать эти курсы, кто будет этот свет знаний нести? На качестве конкретного преподавателя очень многие вопросы как раз заканчиваются, потому что да, мы можем это обязаловкой ввести, но то, как это будет реализовываться, большой вопрос. Может, мы нанесем социальный вред вместо пользы, которую ожидаем.

    Бытовая коррупция действительно воспринимается в обществе как некая норма. И конечно, мы должны, в том числе, посмотреть и на опыт других стран, которые справились с этим вопросом. Все равно все начиналось сверху, с высших органов власти. Например, Сингапур, там очень быстро решили этот вопрос.

    Исходя из своей профессиональной деятельности, мы, конечно, развиваем людей в области корпоративной социальной ответственности, проводим конкретные курсы с экономической, юридической точки зрения, изучаем подходы с точки зрения международных стандартов. Мы пытаемся проводить научные семинары, объединяя ученых разных конфессий. У нас светское заведение, мы рассматриваем разные точки зрения. У нас есть издание "Этика православия как источник формирования нравственной экономики". Но при этом есть ценностные ориентиры и в экономической среде исламского мира. Там заложен принцип не зарабатывать деньги на деньгах, он прописан в Коране, это запускает несколько иные формы ведения хозяйственной деятельности. Все это интересно посмотреть, это такой культурологический аспект, который мы развиваем.

    Сейчас приходит очень созидательное молодое поколение. Они просят, чтобы бизнес-школа обучила их, как они будут влиять на мир, они хотят это делать, и в основном хотят влиять на мир позитивно, они хотят что-то создать, привнести что-то светлое, доброе. А дальше какая опасность, так называемый эффект колеи. Мы их подготовили, расширили восприятие, научили не только здесь и сейчас схватить эти деньги и быть счастливыми, мы их научили тому, какие последствия это повлечет, экономические, юридические, отсроченные, последствия для семьи. Кстати, в скандинавских странах чиновникам читают лекцию о том, что коррупция очень негативно сказывается на последующем поколении, это связано снаркоманией, алкоголизмом, очень серьезными проблемами дивиантного характера. Это рассказывают для того, чтобы фокус восприятия с того, что "здесь и сейчас я получаю выгоду" сместился на среднесрочные и долгосрочные потребности. Все это мы в школе проделываем, а дальше ребята выходят в обычный традиционный бизнес, а там им говорят, все это забывайте и встраивайтесь в те правила, которые уже сложились. А бизнес сегодня использует бизнес-модели, нарушающие права человека, модели, которые позволяют нам получать гранты за счет взяток. Получается, что решить проблему только с точки зрения образования, не подключая других факторов очень сложно, даже практически невозможно. Получается, у нас стоит задача привнести в общество некие другие нормы, нам нужен некий другой общественный договор.

    Только с точки зрения религиозных организаций это не решить. Хорошо, что есть общественная дискуссия, это нужно обсуждать, нужно эти проблемы и темы выводить и искать комплексные решения с разных точек зрения. На Коллегии образования говорили, что это формируется с очень юного возраста. Надо смотреть с точки зрения ведения бизнеса, ведения хозяйственных дел, государственного управления. Это комплексная проблема, со всех сторон к ней нужно подходить, не только религиозной, но, безусловно, нам всем не хватает религиозной ценностно-нравственной основы, все чувствуют этот некий духовный кризис. Поэтому попытка найти такие основания в этой теме тоже важна.


    Дальше...
    Написал Герасимова Светлана (Светлана Герасимова) в теме Религиозная проповедь в СМИ. Способ перевоспитания взяточников? 25.01.2016 16:10
  • У нас есть такая программа Global Executive, это консорциум нескольких бизнес-школ, в том числе и немецких. И приезжают к нам иностранцы учиться, например, опыту работы на изменяющихся рынках, на рынках, которые еще не совсем зрелые, которые находятся в периоде развития. Они приезжают посмотреть и поучиться, в том числе, и технологическим инновациям.

    Например, программа этого года посвящена инновациям в нефтегазовом комплексе. И интерес иностранцев к этой проблематике достаточно высокий. Они приезжают не потому, что у нас дешевле, а потому что есть интерес к сотрудничеству с российским бизнесом, к развитию проектов с Россией, и потому, что есть совместные предприятия и совместные планы. Это совместные проекты в области машиностроения, автомобилестроения, нефтегаза, и новые полярные программы тоже интересны германскому бизнесу.


    Дальше...
    Написал Герасимова Светлана (Светлана Герасимова) в теме Права человека. Две нации 70 лет спустя 15.05.2015 16:35
  • Светлана Герасимова Светлана Герасимова

    директор Центра корпоративной социальной ответственности (КСО) Бизнес-Университета МИРБИС

    Эксперт