Запрет газировки: забота о здоровье детей или удар по бизнесу? - 25.09.2014
РАДИОЭФИР - 29.09.2014
Общественная палата России предложила ограничить продажу сладкой газировки детям. В правительство направлено письмо с просьбой о запрете продажи «Кока-колы» и других сахаросодержащих газировок в школах, детских кафе и больницах. Члены ОП попросили премьер-министра поручить Минздраву РФ разработать проект документа, решающего проблему с распространением и употреблением газированных напитков.
В случае одобрения инициативы покупать такие напитки смогут лишь подростки старше 14 лет по предъявлению паспорта. Сторонники инициативы считают, что запрет должен коснуться всех видов лимонада независимо от страны-производителя.
Как заявили в Общественной палате, на детей влияет обещание рекламы, что газировка – хорошее средство утоления жажды и спутник активного образа жизни. В итоге дети бесконтрольно потребляют сахар и химические заменители, содержащиеся в напитках, что может пагубно сказаться на будущем нации. Поэтому одной из ограничительных мер станет введение предупреждающих надписей о вреде лимонадов на бутылках.
Исключение из питания детей сомнительных для здоровья продуктов началось в 2008г. Главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко утвердил новые требования к организации питания школьников, по которым запрещалось продавать тонизирующие и сильно газированные сладкие напитки в российских школах.
Между тем, безалкогольные энергетики продаются в России без всяких ограничений. А законопроекты об ограничении и даже полном запрете продажи любых энергетиков три года подряд не имеют успеха в Госдуме.
В марте 2009г. прокуратура Краснодарского края опротестовала новую редакцию Кубанского закона о запрете продажи кока-колы и пепси детям до 18 лет. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ удовлетворила кассационное представление краевой прокуратуры.
Пока законодатель, педиатр и производитель газированных напитков спорят, что важнее: здоровье детей или интересы бизнеса, ребятня продолжает радоваться детству с «Байкалом», «Колокольчиком» и «Буратино», находясь, по мнению общественников, в зоне рисков для здоровья. Поправит ли здоровье детей запрет продажи им газированных напитков?
Мнения экспертов
Федор Борисов, генеральный директор Ассоциации рекламодателей:
Уже на протяжении долгого времени в России существуют добровольно принятые индустрией ограничительные меры саморегулирования в отношении рекламы пищевых продуктов на детскую аудиторию. Сами компании-производители добровольно отказались от рекламы напитков, направленной на детскую аудиторию.
Александр Калинин, генеральный директор Национального фонда защиты потребителей, академик РАЕН:
Прямые запреты на производство и продажу отдельных товаров оправданы и необходимы только тогда, когда потребительские свойства товара сопровождаются вредными для здоровья эффектами, о которых потребитель даже не подозревает. Но этот вред должен быть доказан и научно обоснован, иначе любой подобный запрет будет выглядеть как инструмент конкурентной борьбы. В то же время история таких запретов во многих странах очень поучительна, поскольку показывает, что они малоэффективны, а порой приводят к результатам, прямо противоположным ожидавшимся.
Дмитрий Петров, президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН):
Инициатива члена Общественной палаты избыточна и надуманна, поскольку практически все производители так называемой «сладкой газировки» не осуществляют маркетинговых инициатив, адресованных детям и подросткам до 12 лет. Наоборот, производители настаивают на ответственном и сбалансированном потреблении своей продукции. Очевидно, что любой продукт, потребляемый без соблюдения меры, может привести к проблемам со здоровьем. Поэтому намного эффективнее вместо запретов проводить образовательную работу и пропаганду сбалансированного питания и активного образа жизни. Именно такая политика проводится в большинстве зарубежных стран, на которые ссылается автор письма.
Кроме того, непонятно, почему выбор пал именно на напитки, т.к. действующим СанПин уже запрещена реализация в общеобразовательных учреждениях 41 категория пищевых продуктов, и по содержанию сахара напитки в этом перечне далеко не на первом месте.
Анна Козловская, директор по внешним связям и коммуникациям компании Coca-Cola в России:
Подобные инициативы вызывают у нас, как и других участников рынка недоумение. Наша компания уже на протяжении многих лет не осуществляет поставки сладких газированных напитков в детские образовательные учреждения. В 2009 г., наряду с другими крупнейшими пищевыми компаниями, мы присоединились к добровольным обязательствам, цель которых ограничить рекламные и маркетинговые активности, направленные на детскую аудиторию. Кроме того, популярные газированные напитки Coca-Cola, Fanta апельсин, Sprite, представленные на российском рынке, не содержат в своем составе консервантов, искусственных красителей и ароматизаторов, о чем и указано на этикетке нашей продукции в соответствии с требованиями российского пищевого законодательства.
Анатолий Вассерман, журналист и политолог:
Решение о запрете продажи газировки продиктовано сугубо медицинскими и биологическими соображениями, а вот то, что раньше не доходили руки до этого разумного решения — это как раз политика, это следствие того, что мы очень долго пытались бездумно подражать западу. Известно, что ФАС готова рассмотреть обращение Общественной палаты, когда они поступят в ведомство.
То, что мы раньше не обращали внимания на опасность этих напитков, вот в этом как раз и есть политика. Само же по себе решение о выздоровлении жизненно необходимо, но не политическое.
Я понимаю, что многие сейчас считают позицию Общественной палаты по запрету продажи сладкой газировки частью нынешней обороны Российской Федерации от западной агрессии. Возможно, действительно, не будь этой агрессии, мы бы ещё очень долго не обращали внимания на ту же «Кока-колу», но сама по себе опасность преувеличенно сладких напитков существует несомненно.
И если этим своим давлением на нашу страну Запад вынудил нас, помимо прочего, обратить внимание и на эту сторону западного образа жизни, это значит, что нам повезло.
В процессе эволюции всего живого сформированы очень мощные механизмы, побуждающие взрослых следовать и потакать капризам детей, даже если эти капризы, по сути своей, для самих же детей опасны. Именно с учётом этих биологических и психологических особенностей и самих детей, и взаимоотношений детей со взрослыми, в данном случае одной пропаганды не хватит, а нужен ещё прямой запрет, а пропаганда объяснит, зачем этот запрет нужен.
29.09.2014
Комментарии