14 ЯНВАРЯ 1506 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА БЫЛА ОБНАРУЖЕНА СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА «ЛАОКООН И ЕГО СЫНОВЬЯ»

14 ЯНВАРЯ 1506 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА БЫЛА ОБНАРУЖЕНА СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА «ЛАОКООН И ЕГО СЫНОВЬЯ»

Оригинал скульптуры «Лаокоон и его сыновья», выполненный в бронзе в 200 году до н. э. в Пергаме работы греческих ваятелей с острова Родос – Агесандра, Полидора и Афинодора, не сохранился. Но эта скульптурная группа хорошо известна по мраморной копии, заказанной императором Нероном для украшения своего дворца, называвшегося «Золотым домом» («Domus aurea»).

Этот греческий шедевр представляет собой жреца Лаокоона и его сыновей. Существует две легенды о Лаокооне, и историки до сих пор не могут решить, какая из них предпочтительней. Одна из легенд напрямую связана с Троянской войной, воспетой Гомером в «Илиаде».

Когда статуя была обнаружена, у нее не хватало нескольких частей. Известные скульпторы изготовили недостающие конечности. Но когда эти недостающие части были все-таки найдены, то оказалось, что они не имеют ничего общего с тем, что себе вообразили римские скульпторы…

Итак, 14 января 1506 года – это день, когда были найдены «Лаокоон и его сыновья». Скульптурная группа представляет собой огромную статую мужчины и двух молодых людей, борющихся с чудовищной змеей. Работу находят в Риме, на Эсквилине, одном из семи городских холмов. Когда-то здесь и находился нероновский «Золотой дом».

Античный шедевр
После находки Джулиано да Сангалло, известный архитектор, сразу же идентифицирует это произведение искусства, как скульптуру, описанную Плинием Старшим в его «Естественной истории». Плиний так описывает скульптуру: «Из цельного куска камня великие художники Агесандр, Полидор и Афинодор Родосский благодаря согласованным действиям создали Лаокоона, его сыновей и великолепные змеиные узлы». Но, вопреки тому, что утверждает Плиний, скульптура была вырезана не из одного, а из нескольких мраморных блоков. Ее высота составляет 2,42 м, а ширина – 1,6 м.

Мифы о Лаокооне
Кем же были этот знаменитый Лаокоон и его сыновья? Существуют две версии.
Первая относится к Троянской войне. Лаокоон был троянцем, жрецом могущественного брата Зевса, бога морей Посейдона. Обнаружив знаменитого деревянного коня, с помощью которого греки намеревались проникнуть в Трою (что им и удалось), он предупреждает об опасности сограждан. «Боюсь данайцев, даже дары приносящих», – якобы говорит жрец. Он бросает в деревянного коня копьем, и раздается звон мечей, спрятавшихся внутри воинов. Но этого почему-то никто не замечает. Видимо, боги на время лишили всех слуха.

Тут же из моря выползают две огромные змеи и начинают душить Лаокоона и его сыновей. Троянцы видят в этом знак. По их мнению, Посейдон наказывает своего жреца за то, что тот осмелился бросить копье в посвященную богу морей фигуру коня.

На самом же деле вовсе не Посейдон наслал этих змей, а богиня Афина, поддерживавшая греков. Троянцы заносят коня в город и… впрочем, остальное хорошо известно.

Другая версия (романтическая) гласит, что Лаокоон был жрецом вовсе и не Посейдона, а Аполлона. В свое время он нарушил наложенный Аполлоном запрет жениться. За это мстительный бог и наказал его, убив и жреца, и его потомков. Правда, что стало с женой, неизвестно. Может, помиловал?

Доделка
Статуя в настоящее хранится в музее Пио-Клементино в Ватикане. Когда она была обнаружена, у нее, как сказано выше, отсутствовали некоторые части, в том числе правая рука Лаокоона. Папа Юлий II привлек к реставрации нескольких знаменитых скульпторов, включая Микеланджело.  Джованни-Анжело Монторсоли, ученик Микеланджело, вместе с несколькими другими скульпторами, завершил реставрацию, в частности добавив эту знаменитую руку.

Монторсоли изваял ее напряженной в борьбе со змеей. Его работа получила одобрение со стороны современников. Он достиг, говорили они, совершенства мастеров Античности. Лучше и не сделаешь!

Но в 1905 году была найдена оригинальная рука. И выглядела она совсем не так, как представлял Монторсоли. Ну да чего уж тут поделаешь, всякий может ошибиться…

Кстати, прекрасные копии этой скульптуры можно увидеть в Москве в ГМИИ им. Пушкина на Волхонке, в Эрмитаже (Санкт-Петербург), и в верхнем парке дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум на территории города Ломоносова (Санкт-Петербург).

 

14.01.2022

Александр ПАРХОМЕНКО

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое