27 СЕНТЯБРЯ 1748 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ВО ФРАНЦИИ БЫЛИ УПРАЗДНЕНЫ ГАЛЕРЫ КАК ВИД НАКАЗАНИЯ
27 сентября 1748 года король Людовик XV издал указ, который ознаменовал конец эпохи галер как формы наказания во Франции.
Отныне осужденных перестали заковывать в цепи и принуждать к гребле на этих величественных, но жестоких судах. Вместо этого их отправляли в прибрежные тюрьмы или на печально известную Тулонскую каторгу.
История галер как каторжного труда восходит к 1560 году, когда Карл IX ввел минимальный десятилетний срок наказания, при котором осужденные были прикованы к своим скамьям. Преступники на галерах оставались прикованными вплоть до истечения срока наказания. Их называли «chiourme» — командой, состоящей как из каторжников, так и из добровольцев. Добровольцев, в отличие от осужденных, не приковывали. Однако условия жизни на галерах были ужасающими: прикованные к веслам, в антисанитарных условиях, они страдали от болезней, голода и жестокого обращения. Когда галера тонула, то прикованные осужденные тонули вместе с ней.
Галеры — это одни из древнейших судов, приводимых в движение веслами, их корни уходят в Средиземноморье еще до нашей эры. Их использовали древние египтяне, греки и римляне.
Изначально галеры в основном использовались как боевые корабли благодаря своей скорости и маневренности, несмотря на использование парусов для экономии сил гребцов. Они были особенно эффективны в прибрежных водах и при небольших ветрах.
Известным типом греческих и римских галер была трирема, имевшая три ряда весел с каждой стороны. Такая конструкция позволяла разместить большое количество гребцов на относительно небольшом судне, делая его очень мощным. Триремы сыграли решающую роль в таких знаменитых морских сражениях, как битва при Саламине между греческим и персидским флотами, в которой греки, несмотря на численное меньшинство, одержали победу, именно благодаря использованию галер.
После 1300 года венецианские кораблестроители начали приспосабливать военные галеры для торговли. Эти коммерческие галеры, хотя и были дороги в строительстве и эксплуатации из-за больших экипажей, обеспечивали регулярность перевозок, что было важно для торговли ценными товарами, такими как специи и драгоценные металлы.
К XVII веку галеры стали терять свое военное значение из-за ограниченной огневой мощи. Размещение большого количества весел мешало установке достаточного числа пушек по бортам, поэтому артиллерия располагалась в основном в носовой части.
Среди гребцов были не только осужденные преступники (дезертиры, контрабандисты, бродяги, протестанты), но и пленные, часто турки, а также рабы, которых покупали на невольничьих рынках.
Под властью Людовика XIV и благодаря усилиям его министра Кольбера, французский флот значительно вырос. Галеры, несмотря на свою сомнительную военную ценность к XVIII веку, оставались символом могущества и роскоши, богато украшенные и демонстрировавшие величие короля.
Указ Людовика XV от 1748 года не просто отменил каторгу на галерах, но и стал важным шагом в развитии военно-морского флота, положив конец жестокой и устаревшей практике, но сохранив за галерами место в истории как символу эпохи и морского могущества.
27.09.2025
Александр ПАРХОМЕНКО

Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
ТРУДОВОЙ ПЕРЕКОС
Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
СУД, У НАС ОТМЕНА!
АНТИДЕМОГРАФИЧСКИЕ СНТ
ПРАВО ЖИЗНИ ПОСЛЕ СМЕРТИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
Опрос ФПА о специализации в адвокатуре
29 НОЯБРЯ 1314 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА УМЕР ФИЛИПП КРАСИВЫЙ, «КОРОЛЬ-ФАЛЬШИВОМОНЕТЧИК»
Гасану Борисовичу Мирзоеву – 75 лет. С юбилеем, мэтр! 
Комментарии