Лицензируем кабельное телевещание

Лицензируем кабельное телевещание

Две редакции Закона

Летом 2010г. был принят Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 № 221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», который вступил в силу в конце октября 2010г. (29 октября 2010г.). Основные изменения, внесенные Законом № 221-ФЗ в Федеральный закон РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», относятся к регулированию отношений по трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Несмотря на это, некоторые установленные Законом № 221-ФЗ изменения Закона № 126-ФЗ относятся не только к трансляции общеобязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, но и к другим отношениям, например, связанным с оказанием услуг связи для целей кабельного телевизионного вещания.

Одно из таких изменений установлено п.6 ст.2 Закона № 221-ФЗ, который дает новую редакцию абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ.

Для начала сравним старую и новую редакцию абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ:

Редакция, действующая до 29.10.2010

Для получения лицензии на оказание услуг связи для целей телевизионного вещания, радиовещания, вещания дополнительной информации соискателем лицензии также предоставляется нотариально заверенная копия лицензии на вещание.

Редакция, действующая с 29.10.2010

Для получения лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания и (или) радиовещания соискателем лицензии также предоставляется копия выданной в установленном порядке лицензии на телевизионное вещание и (или) радиовещание.

Данное сравнение позволяет выделить два заслуживающих внимания изменения абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ, связанные:

– с необходимостью представлять нотариально заверенную копию лицензии на вещание;

– с кругом лицензий на оказание услуг связи, на которые распространяется данная норма Закона № 126-ФЗ.

Полномочия Роскомнадзора


Если говорить об обязательном нотариальном заверении копий лицензий на вещание, то в рассматриваемом случае это является избыточным требованием. Это связано с тем, что федеральным органом исполнительной власти, который выдает лицензии на вещание (абз.1 ст.31 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) и осуществляет лицензирование деятельности в области оказания услуг связи (п.2 ст.29 Закона № 126-ФЗ), является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор).

Так п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, (далее – Положение о Роскомнадзоре) установлено, что Роскомнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Помимо этого п.5 Положения о Роскомнадзоре наделяет Роскомнадзор полномочиями:

– по осуществлению лицензирования деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензионных условий и требований;

– по ведению реестра лицензий.

Учитывая приведенные выше нормы, можно сделать вывод, что Роскомнадзор выдает и лицензии на вещание, и лицензии на оказание услуг связи, а также ведет реестр указанных лицензий. Поэтому он обладает достоверной и актуальной информацией о лицензиях на вещание, что делает бессмысленным нотариальное заверение копий указанных лицензий для получения лицензии на оказание услуг связи в целях эфирного наземного телевизионного вещания и (или) радиовещания.

О Перечне лицензионных условий


Обратимся теперь к кругу лицензий на оказание услуг связи, на которые распространяется абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ.

Так как абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ упоминает два разных вида лицензий, то, прежде чем рассматривать данную норму уточним, что собой представляют данные лицензии:

1) Согласно п.1 ст.29 Закона № 126-ФЗ лицензия на осуществление деятельности в области оказания услуг связи дает право юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществлять деятельность по возмездному оказанию услуг связи.
2) На основании абз.2 ст.31 Закона о СМИ лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с Законом о СМИ.

Приведенные нормы позволяют увидеть, что лицензия на осуществление деятельности в области оказания услуг связи и лицензия на вещание дают право осуществлять отличные друг от друга виды деятельности, которые в том числе регулируются разными законами Российской Федерации: Законом № 126-ФЗ и Законом о СМИ. Давать здесь более детальное разграничение деятельности по возмездному оказанию услуг связи и деятельности по распространению продукции средств массовой информации нет необходимости, так как это является самостоятельным предметом исследования.

Абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ до изменений, внесенных Законом № 221-ФЗ, распространялся на случаи получения лицензии на оказания услуг связи для целей телевизионного вещания, радиовещания (1). Учитывая то, что перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии во исполнение п.1 ст.29 Закона № 126-ФЗ установлен Перечнем наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказаний услуг связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 (далее – Перечень наименований услуг связи), то к услугам связи для целей телевизионного вещания можно отнести как услуги связи для целей кабельного вещания (2), так и услуг связи для целей эфирного вещания (3).

После изменений, внесенных Законом № 221-ФЗ, абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ стал распространяться только на случаи получений лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания. Получается, что со вступлением в силу новой редакции (4) абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ соискателям для получения лицензии на оказание услуг связи для целей кабельного вещания не нужно представлять копии выданной в установленном порядке лицензии на телевизионное вещание.

Помимо данной нормы необходимо учитывать, что во исполнение п.1 ст.29 Закона № 126-ФЗ существует Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, (далее – Перечень лицензионных условий). Перечень лицензионных условий предусматривает одинаковое условие осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного и эфирного телевизионного вещания. Таким условием согласно п.9 раздела XVII и п.8 раздела XVIII Перечня лицензионных условий является наличие лицензии на вещание или договоров с лицензиатами-вещателями. Так как в отличие от новой редакции абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ Постановление Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 не претерпело изменений, получается, что п.9 раздела XVII Перечня лицензионных условий является фактически устаревшим и противоречащим абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ.

Пункт 9 – исключить


Могут возникнуть сомнения в том, имеется ли прямая связь и зависимость между абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ и лицензионным условием, установленным п.9 раздела XVII Перечня лицензионных условий.

Что бы развеять существующие сомнения, обратимся к практике Верховного Суда РФ, а точнее к Решению ВС РФ от 02.02.2010 № ГКПИ09-1637, в котором рассматривался вопрос об оспаривании п.9 раздела XVII Перечня лицензионных условий.

Согласно указанному Решению ВС РФ «оспариваемое заявителем лицензионное условие о необходимости наличия у лицензиата лицензии (лицензий) на вещание установлено федеральным законодателем (5), а не Правительством Российской Федерации, которое, напротив, расширило возможности лицензиатов в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания по сравнению с нормой Федерального закона о связи (6), предусмотрев возможность наличия у них вместо лицензии на вещание договоров с лицензиатами-вещателями». Данный вывод ВС РФ был полностью подтвержден Определением Кассационной коллегией ВС РФ от 30.03.2010 № КАС10-143.

Следовательно, ВС РФ и Кассационная коллегия ВС РФ указывает на то, что лицензионное условие, установленное п.9 раздела XVII Перечня лицензионных условий, является не самостоятельным лицензионным условием, а принятым Правительством РФ во исполнение абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ.

Несмотря на то что ВС РФ в своем Решении № ГКПИ09-1637 допускает возможность Правительства РФ расширить лицензионные условия осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания по сравнению с абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ. Данную возможность по расширению лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания нельзя отнести к рассматриваемому в данной статье случаю, так как сохранение п.9 раздела XVII Перечня лицензионных условий в настоящее время приведет не к расширению возможностей лицензиатов в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания, а к их ограничению.

Таким образом, с учетом приведенных доводов выходом из сложившейся противоречивой ситуации будет исключение Правительством РФ п.9 раздела XVII Перечня лицензионных условий. Это позволит привести в соответствие с Законом № 126-ФЗ условия осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного телевизионного вещания, установленные разделом XVII Перечня лицензионных условий.

(1) Так как в данной статье рассматриваются вопросы телевизионного вещания, то радиовещание далее в статье упоминаться не будет.
(2) П.17 Перечня наименований услуг связи.
(3) П.18 Перечня наименований услуг связи.
(4) Редакция Закона № 221-ФЗ.
(5) Абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ.
(6) Абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ.

Павел Дунаев,
ведущий юрисконсульт,
г. Москва

08.08.2011

эж-Юрист

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА
    Что такое «реестровая ошибка» на себе испытали не только владельцы квартир и земельных участков, но и целые улицы, поселки и даже субъекты РФ.  Масштаб проблемы характеризуют цифры Росреестра: порядка...
  • А.Коновалов: Новый Гражданский Кодекс РФ потребует перерегистрации прав на собственность А.Коновалов: Новый Гражданский Кодекс РФ потребует перерегистрации прав на собственность
    Алексей Коновалов, Министр юстиции РФ, на брифинге в Кремле озвучил предполагаемые сроки вступления в силу нового ГК РФ и необходимость перегистрации прав на собственность по новому закону
  • CУПРУЖЕСКАЯ ДОЛЯ CУПРУЖЕСКАЯ ДОЛЯ
    Разделение на «мое» и «наше» в супружеской жизни, как правило, особой роли не играет. Ровно до того момента, как дело доходит до развода или семья попадает в сложную финансовую ситуацию вплоть до банкротства...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...