В ШВЕЦИИ ТЮРЬМЫ ЗАКРЫВАЮТ, А В НИДЕРЛАНДАХ ПЕРЕПРОФИЛИРУЮТ

В ШВЕЦИИ ТЮРЬМЫ ЗАКРЫВАЮТ, А В НИДЕРЛАНДАХ ПЕРЕПРОФИЛИРУЮТ

В Швеции на 100 000 населения приходится 58,6 заключенных. Это почти в два раза меньше, чем, например, во Франции (98,3), не говоря уже о других странах, где этот показатель в ряде случаев в три, а то и в четыре раза выше. Что интересно, этот шведский показатель падает уже десять лет.

Сегодня, наряду с другими скандинавскими странами, а также Нидерландами, Швецию можно назвать чемпионом по «опустыниванию пенитенциарных учреждений».

В 2013 году шведы закрыли один следственный изолятор и четыре тюрьмы. Два из этих четырех объектов были проданы на аукционе. Оставшиеся перепрофилированы для оказания не связанных с тюремным заключением иных социальных услуг.

Но почему пустеют шведские тюрьмы? Во-первых, количество преступлений, совершаемых в Швеции, гораздо ниже, чем в других европейских странах. Кроме того, Верховный суд еще в 2011 году решил, что лишение свободы как мера наказания должно применяться гораздо реже, а назначаемые сроки – быть менее длительными. Особенно в случаях, связанных с потреблением наркотиков и мелкими кражами. Таким образом, суды стали отправлять в «места не столь отдаленные» гораздо меньше людей.

Согласно опросам общественного мнения, большинство жителей Швеции уверены в том, что тюрьма есть не что иное, как «преступный университет». Поэтому здесь больше полагаются на альтернативные наказания. Швеция стала одной из первых стран Европы, начавших еще в начале 90-х годов применять электронные браслеты. Кроме того, правосудие широко использует условные приговоры с испытательным сроком, общественные работы, медицинские предписания. На сегодняшний день в Швеции на свободе находятся втрое больше осужденных, чем в тюрьмах.

Шведские тюрьмы, по сравнению со среднеевропейскими, довольно малы: обычно они рассчитаны максимум на 120 заключенных, что, естественно, позволяет более плотно и продуктивно работать с арестантами. Заключенные занимаются различными видами общественно-полезной деятельности минимум 6 часов в день. Им предоставляется возможность учиться, получать профессию и пользоваться персонифицированной реабилитационной программой, которая разрабатывается для каждого после серии различных тестов и изучения личности.

Такая программа обычно предусматривает не только трудовую деятельность в тюрьме, но и получение профессиональной подготовки, среднего или высшего образования, участия в программах ресоциализации, медитации, а также в спортивных соревнованиях. Целью всего этого является реабилитация и реинтеграция в общество.

Процесс освобождения из тюрьмы начинается задолго до выхода на волю. Постепенно условия содержания меняются в сторону облегчения, и арестанты получают все больше свободы.

Практически каждый заключенный за редким исключением может воспользоваться правом условно-досрочного освобождения, отбыв две трети из назначенного судом срока наказания. И это при том, что сами назначаемые сроки редко превышают двух-трех лет лишения свободы, а чаще и вовсе составляют несколько месяцев.

Начатая еще в тюрьме программа реабилитации после освобождения подхватывается различными государственными и неправительственными организациями, помогающими найти работу, жилье, получить услуги психолога или социального работника и т.д. Все это позволяет не прерывать процесс реинтеграции в общество и избежать рецидива.

***

В Нидерландах в настоящее время насчитывается всего лишь 9 000 заключенных. А десять лет назад из было ровно в два раза больше.

Сначала власти были намерены закрыть несколько тюрем, но в конце 2016 года министр юстиции и общественной безопасности заявил, что пенитенциарные учреждения закрываться не будут. И это притом, что треть камер в тюрьмах пустует. В случае закрытия работу могли бы потерять от 2 до 3 тысяч пенитенциарных сотрудников.

Это заявление министра было встречено в штыки рядом оппозиционных партий. Ведь из 85 тюрем, имеющихся в стране, 29 можно закрыть без всякого ущерба. Наоборот, это позволило бы значительно сократить бюджет тюремного ведомства, а сэкономленные деньги направить на другие социально значимые проекты.

Согласно последним данным Совета Европы, в Нидерландах на 100 000 населения приходится всего лишь 53 заключенных. Страна слывет одной из самых безопасных в мире. При этом многие члены парламента требуют предоставить полиции больше средств для расследования наиболее серьезных преступлений и, следовательно, больше возможностей для применения арестов в отношении отдельных видов преступлений, таких как сексуальное насилие или различные злоупотребления в отношении несовершеннолетних. Кроме того, по мнению отдельных политиков, необходимо осуществлять более эффективное наказание в отношении осужденных, находящихся на свободе.

Как бы то ни было, а с пустующими тюрьмами необходимо что-то делать. И правительство приняло ряд решений, позволяющих использовать пенитенциарные учреждения для других целей. Некоторые из них используются в качестве аварийного жилья или жилья для лиц, ищущих убежища или ожидающих решения о его предоставлении, другие арендуются зарубежными странами, такими как Норвегия и Бельгия. Так, Бельгия, где наблюдается камерная перенаселенность, с 2009 года за 30 млн евро в год (включая зарплату охранников) арендует тюрьму в городе Тилбурге.

Чем объясняется этот «голландский случай»? Во-первых, уровень преступности в стране постоянно снижается (например, в 2015 году на 8 процентов). Но одного этого недостаточно, чтобы объяснить эту эволюцию. Необходимо принять во внимание и особенности правовой системы Нидерландов. А особенности эти таковы, что страна отправляет в тюрьмы меньше людей, хотя само законодательство стало более репрессивным, чем в начале XXI века.

Судьи все чаще предпочитают назначать наказания, не связанные с реальным лишением свободы. Что выгоднее и для государства, и для общества: штраф, электронный браслет, общественные работы или, например, 10-месячное содержание в тюрьме за счет налогоплательщиков? Если кто-то за кражу, к примеру, приговорен 5 месяцев работать на кухне в какой-нибудь больнице, неужели это хуже, чем тот же человек будет содержаться те же 5 месяцев в тюрьме?

Лет десять назад прокуратура королевства получила право самостоятельно решать, подвергать или нет подозреваемого или обвиняемого такой мере процессуального ограничения как арест. Это позволило разгрузить и суды, и тюрьмы. Неплохой метод, но есть лишь одно «но»: работа прокуратуры не должна иметь обвинительного уклона. В Нидерландах, как видим, с этим все обстоит нормально. Но этот способ может и не сработать в других странах, где понятие «права человека» не является для прокуроров столь важным, как в этом западноевропейском королевстве.

Есть и еще два фактора, позволившие значительно разгрузить пенитенциарную систему Нидерландов. Во-первых, психически больные, ранее содержавшиеся в тюремных больницах, переданы в ведение гражданского здравоохранения и переведены в обычные больницы. И, во-вторых, быстрее стали решаться вопросы с экстрадицией иностранцев.

 

Александр ПАРХОМЕНКО

 

На фото: тюрьма в городе Мариефред (Швеция); бывшая тюрьма в городе Хаарлем (Нидерланды), переделанная под временное общежитие для мигрантов.

17.11.2017

Информационно-правовой портал «ЗАКОНИЯ»

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА
    Что такое «реестровая ошибка» на себе испытали не только владельцы квартир и земельных участков, но и целые улицы, поселки и даже субъекты РФ.  Масштаб проблемы характеризуют цифры Росреестра: порядка...
  • Алексей Макаркин. Первый вице-президент Фонда «ЦЕНТР ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ». Алексей Макаркин. Первый вице-президент Фонда «ЦЕНТР ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ».
    Интересный нравственный критерий, серьезно подрывающий основы правовой грамотности – отсутствие доверия – обозначился в выступлении первого вице-президента Фонда «ЦЕНТР ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ» Алексея...
  • CУПРУЖЕСКАЯ ДОЛЯ CУПРУЖЕСКАЯ ДОЛЯ
    Разделение на «мое» и «наше» в супружеской жизни, как правило, особой роли не играет. Ровно до того момента, как дело доходит до развода или семья попадает в сложную финансовую ситуацию вплоть до банкротства...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...