19 МАРТА 1895 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА БРАТЬЯ ЛЮМЬЕРЫ СНЯЛИ СВОЙ ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ

19 МАРТА 1895 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА БРАТЬЯ ЛЮМЬЕРЫ СНЯЛИ СВОЙ ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ

Огюст и Луи Люмьеры снимают, как рабочие выходят из ворот их фабрики в Лионе. Это не совсем то, что они хотели бы снять, но свое желание они осуществят позднее.

Кто из кинолюбителей не пускал слезу, растроганно смотря «Выход рабочих с фабрики Люмьер», самый первый фильм, показанный на экране в присутствии зрителей? Какие они милашки, эти удивительные лионские работницы, выходящие из ворот после целого дня изнурительной работы! Не хотим быть брюзгами, но этот маленький фильм, представленный братьями Люмьерами во время первого публичного показа, состоявшегося 28 декабря 1895 года в Индийском салоне парижского Гран-кафе, вовсе не первый, который они сняли. А первый был снят 19 марта 1895 года. Но он стал третьим по счету, который они показали спустя несколько месяцев!

Тут необходимы пояснения. Давайте вернемся к 13 февраля 1895 года, к тому дню, когда братья Люмьеры подали патент на «устройство, используемое для получения и просмотра хронофотографических отпечатков». Конечно, они уже протестировали его, сняв ряд сцен, длящихся по несколько секунд. Но теперь они хотят снять что-то более существенное. Подумав, они решают снять фильм о выходе работниц с их фабрики в Лионе, на которой изготавливаются фотопластинки. Одного из своих мастеров они отправили в Нью-Йорк, чтобы он купил необходимую целлулоидную фотопленку. Теперь только нужно дождаться солнечного дня, чтобы начать снимать. Но пока не везет: ливни, на небе ни просвета. Наконец, во вторник, 19 марта 1895 года появляется солнце.

Тишина, начинаем!
Когда утро начинает переходить в день, Люмьеры устанавливают свою камеру в столовой своего старшего мастера Вернье, из окна которой видна их фабрика. Эта первая камера состоит из тяжелого деревянного ящика с большим стеклянным глазком спереди и рукояткой сбоку. Внутри умные винтики для прокрутки перфорированной пленки; полоса целлулоида длиной 17 метров. Изобретатель механизма, Луи, нашел вдохновение в швейной машинке... В полдень звучит заводская сирена, означающая, что персонал может идти на выход. Солнце все еще светит. Тишина, начинаем!

Луи хватает рукоятку, чтобы поворачивать ее как можно чаще со скоростью двух оборотов в секунду, что позволяет оставлять пятнадцать изображений на чувствительной фотопластинке. Он рассчитал, что этого более чем достаточно для обеспечения плавного движения. Длительность фильма охватит сцену продолжительностью в 40 секунд. Работницы, не подозревая, что их увековечивают, выходят, чтобы разбрестись по улице. Посреди них присутствуют несколько мужчин с шикарными усами. Женщины одеты в белые блузки, а на головах у них большие шляпы. Мужчины носят кепки. Большая собака, обычная дворняга, принадлежащая охраннику, носится, громко тявкая. Между рабочими проезжает повозка, запряженная черным конем. Вдруг рукоятка начинает крутить вхолостую. Пленка закончилась, а из ворот еще не все вышли. Какая жалость.

Выгодное дельце, чтобы заработать деньжат
Первый официальный показ фильма проходит через три дня на конференции, проводимой Обществом поддержки национальной промышленности на улице Ренн, в Париже. Луи делает доклад о развитии фотоиндустрии. И чтобы показать будущее этой отрасли, он демонстрирует свой маленький фильм. Огромный успех. Все старые джентльмены, присутствующие в этот день, очарованы этими юными милыми девушками, такими живыми на экране. Просто шок! Леон Гомон1, бывший в то время директором из одной из фирм, производивших фотографическое оборудование, поражен. Братья Люмьеры, неплохие бизнесмены, прекрасно понимают, что благодаря своему скромному изобретению, у них есть неплохой шанс срубить бабла. Как Томас Эдисон, который изобрел кинетоскоп и показывает с его помощью движущиеся картинки. Или как другие изобретатели, все еще экспериментирующие с разными процессами, но о которых сейчас никто уже не помнит.

Итак, они начинают снимать другие небольшие документальные фильмы с улучшенной версией своей камеры: «Вольтижировка», «Кузнецы», «Ловля золотых рыбок», «Пожар», «Садовник», «Кормление ребенка»… В Париже, Брюсселе, Лионе, Гренобле организуется дюжина частных просмотров… Именно тогда братья решают вновь вернуться к «Выходу рабочих с фабрики Люмьер», потому что усеченный конец фильма их не устраивает. В мае или в июле, точно неизвестно, они снова находятся в столовой своего старшего мастера с направленной на ворота их завода камерой.

Второй дубль
Какая незадача! Сегодня воскресенье. Братья Люмьеры просят своих работниц, отправившихся к воскресной мессе, приехать для съемки на фабрику. Вот почему в фильме, который будут показывать, все они одеты в свою выходную одежду. Чтобы сцена могла закончиться моментом, когда закрываются фабричные ворота, Огюст и Луи организуют выход из фабрики быстрее, чем он обычно происходит. Они просят работниц двигаться быстро, расходясь на выходе вправо и влево. Второй дубль снят, и в конечном итоге, именно он будет показан братьями Люмьер в Гран-кафе в Париже. Но сегодня все его версии доступны для просмотра в Интернете.

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

 

1 - Леон Эрнест Гомон – французский продюсер, предприниматель, один из основоположников мирового кинематографа.

19.03.2021

Фредерик ЛЕВИНО, Гвендолина ДОС САНТОС Le Point

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НEДОЛИБЕРАЛИЗИРОВАЛИ?
Почти 88% опрошенных юристами предпринимателей считают, что судебную систему следует усовершенствовать, и она не защищает частную собственность. Данные декабрьского опроса привел портал Право.ру. Более...

Популярное
Новое