ГЕРМАНИЯ НАЧИНАЕТ СОБСТВЕННУЮ ПОДГОТОВКУ ИМАМОВ
Пытаясь ограничить количество «импортированных имамов», Германия запускает первое поддерживаемое государством профессиональное обучение для религиозных руководителей, но эта инициатива остается оспариваемой из-за неучастия в ней основных турецких организаций.
Около сорока будущих мусульманских работников культа, мужчин и женщин, начинают двухгодичный курс обучения, проводимый Исламским колледжем в Оснабрюке, на северо-западе страны. Первые занятия уже были проведены в библиотеке, состоящей из 12 000 томов, приобретенных в Египте, а чуть позже состоялось и официальное открытие.
Курсы, открытые для обладателей степени бакалавра в области исламского богословия или эквивалентного диплома, предлагают обучение, перемежающееся стажировками и ориентированное на практику: чтение сур из Корана, методы проповеди, религиозные практики, а также политическое образование.
В стране, где насчитывается от 5,3 до 5,6 миллиона мусульман, что составляет от 6,4% до 6,7% населения, и которая никогда не перестает задумываться о месте ислама в обществе, федеральное правительство и, в частности, земля Нижняя Саксония, финансово поддерживают эту программу.
«… необходимо в будущем»
Канцлер Ангела Меркель, которая еще в 2018 году выступила перед депутатами парламента с призывом начать собственное обучение имамов, приветствовала открытие этих курсов. «Это сделает нас более независимыми, и это необходимо в будущем», – утверждает она.
Обучение «отличается двумя особенностями: мы хотим отразить реальность жизни мусульман в Германии, и уроки проходят исключительно на немецком языке», – объясняет корреспонденту агентства Франс-пресс Эсниф Бегич, возглавляющий Исламский колледж.
«Мы – немецкие мусульмане, мы – неотъемлемая часть общества, и теперь у нас есть возможность стать имамами, "made in Germany"», – добавляет один из студентов, Эндер Четин, который уже на общественных началах работает в качестве имама в берлинской тюрьме для молодежи.
На данный момент подавляющее большинство имамов в Германии прибыло из мусульманских стран, особенно из Турции, где они обучались, и их обучение оплачивалось государством, в котором они родились.
Таким образом, согласно исследованию Фонда Конрада Аденауэра, около половины из 2 000–2 500 имамов принадлежат к турецкой организации DITIB, которая напрямую зависит от Министерства культа Турции и управляет 986 местными общинами. Что касается остальных имамов, то, согласно тому же источнику, от 80% до 90% прибыли из Северной Африки, Албании или бывшей Югославии.
Чаще всего эти религиозные лидеры приезжают в Германию на четыре или пять лет, некоторые с туристическими визами, и чужды местной культурной и социальной среде.
«Эти имамы не говорят на языке молодых людей, которые сами часто не всегда хорошо понимают турецкий язык, – резюмирует г-н Четин, сын турецких иммигрантов, родившийся в Берлине. – Однако важно, чтобы они были в контакте с реалиями многокультурного общества, в котором христиане, евреи, атеисты и мусульмане живут бок о бок».
Кроме того, по его словам, некоторые религиозные деятели, которые являются государственными чиновниками Турции, «преследуют политическую повестку дня».
Вопрос о влиянии Анкары действительно регулярно находится в центре дебатов, особенно после неудавшегося путча против президента Реджепа Тайипа Эрдогана в 2016 году.
В 2017 году немецкие правоохранительные органы подозревали четырех имамов, членов DITIB, в шпионаже за противниками или критиками турецкой власти.
Внешние воздействия
Но подготовка имамов, финансируемая государством, также вызывает критику, поскольку противоречит принципу, согласно которому только религиозные общины имеют право обучать свой персонал.
Ни DITIB, ни Milli Görus, вторая по значимости исламская религиозная община, не участвовали в создании института в Оснабрюке. DITIB в прошлом году даже начал собственное обучение в Германии.
По словам генерального секретаря Milli Görus, подготовка имамов или любых других священников «должна быть свободна от внешних влияний, в частности политических».
Но президент Исламского колледжа уверяет, что не было «абсолютно никакого влияния со стороны государства, которое не вмешивалось в разработку программ».
Остается вопрос с деньгами. Потому что профессия имама в настоящее время является плохо оплачиваемой и зависящей от пожертвований верующих.
«Мы не агентство по трудоустройству», которое занимается поиском вакансий для студентов, – предупреждает Эсниф Бегич.
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
06.07.2021
AFP

Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
НEДОЛИБЕРАЛИЗИРОВАЛИ?
Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
ТРУДОВОЙ ПЕРЕКОС
СУД, У НАС ОТМЕНА!
АНТИДЕМОГРАФИЧСКИЕ СНТ
НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
В НОЧЬ С 24 НА 25 ДЕКАБРЯ КАТОЛИКИ ОТМЕЧАЮТ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Гасану Борисовичу Мирзоеву – 75 лет. С юбилеем, мэтр! 
Комментарии