10 АВГУСТА (ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО) 30 ГОДА ДО Н.Э.: ДЕНЬ, КОГДА ПОКОНЧИЛА С СОБОЙ КЛЕОПАТРА, РОКОВАЯ ЖЕНЩИНА И УБИЙЦА СВОИХ ЛЮБОВНИКОВ

10 АВГУСТА (ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО) 30 ГОДА ДО Н.Э.: ДЕНЬ, КОГДА ПОКОНЧИЛА С СОБОЙ КЛЕОПАТРА, РОКОВАЯ ЖЕНЩИНА И УБИЙЦА СВОИХ ЛЮБОВНИКОВ

Тема жестокой царицы, чьи любовники были убиты после любовных утех, имела большой успех в литературе, живописи и кино, питая ее зловещую легенду.

Клеопатра «была так красива, что многие мужчины купили ценой своей жизни возможность провести с ней ночь» («Tantae pulchritudinis, ut multi noctem illius morte emerint»), так писал анонимный автор «De viris illustribus» («О прославленных людях»), античного произведения, написанного в IV веке н.э. Авторство этого труда приписывается Аврелию Виктору.

Якобы, знаменитая царица Египта (69–30 гг. до н.э.) не только просто переспала со своими поклонниками, но и убивала их, подобно пауку или богомолу, практикующим сексуальный каннибализм.

Харизматичная шлюха
Этот короткий отрывок вдохновил Александра Пушкина на создание его «Египетских ночей» (1835 г.). В этом незавершенном произведении русского поэта, сочетающем поэзию и прозу, действие происходит во время элегантного вечера, во время которого поднимается тема «Клеопатра и ее любовники». Присутствующий на этом вечере итальянский поэт представляет себе харизматичную проститутку, которая, тем не менее, остается царицей, стоящей по своему положению выше своих клиентов, которых она уничтожает, доставив им божественные удовольствия.

В свою очередь, Теофил Готье поднял эту тему в своем рассказе «Ночь Клеопатры» (1838). Царица, которая торгует собой, предлагает молодому египтянину по имени Мейамун высшее, но эфемерное счастье провести ночь в ее объятиях. Он сможет в полной мере насладиться телом государыни, удовлетворить свои самые сокровенные мечты, но при одном условии: он должен будет заплатить своей жизнью. На следующее утро Мейамун получит чашу с ядом, которую должен будет выпить. Его смерть станет платой Клеопатре за этот оргиастический секс.

В тот момент, когда Мейамун выпивает принесенный ею сильный яд, величественная Клеопатра, немного растроганная, опускает голову и проливает «жгучую слезу, единственную, которую она пролила в своей жизни». Без сомнения, она не была полностью равнодушна к пылу юного Мейамуна. Могла ли проститутка получать удовольствие от экстаза своего клиента? Но мимолетное сожаление быстро улетучивается. Когда раздается сигнал о прибытии Марка Антония, римского полководца, с которым она живет как с мужем, к ней сразу же возвращается ее совершенная бесчувственность.

Две ночи с Софи Лорен
В фильме «Due notti con Cleopatra» («Две ночи с Клеопатрой», 1953), комедийном фильме Марио Маттоли, название которого представляет собой ироническую отсылку к рассказу Теофила Готье, Софи Лорен, роскошное воплощение Клеопатры, использует своих телохранителей в качестве любовников. Рано утром она систематически казнит их, и их первая ночь любви также должна быть последней. Благодаря этому жестокому процессу царица может похвастаться тем, что у нее нет любовника, по крайней мере, живого!

Один из слуг царицы по имени Цезарино, которого играет Альберто Сорди, проводит ночь с Ниской, двойником и служанкой царицы (которую также играет Софи Лорен), принимая ее за Клеопатру. Поскольку он не предавался любви с настоящей царицей, то его и не казнят. Лишь во второй раз Цезарино спит с настоящей Клеопатрой. Но он избегает смертной казни. Успешно опоив царицу, он сбегает с Ниской. Все хорошо, что хорошо кончается. В фильме пародируется тема роковой женщины, которая так нравилась авторам XIX века.

С недавних пор фигура Клеопатры также вошла в мир видеоигр. Создатели «Assassin's Creed Origins», выпущенной в октябре 2017 года, выбрали в качестве отправной точки гражданскую войну между царицей и ее младшим братом Птолемеем XIII в 49–47 годах до нашей эры. В 2018 году за игрой последовало бесплатное дополнение «Discovery Tour», как для развлечения, так и для образовательных целей, которое предлагает культурную прогулку по Александрии, долине Нила и Киренаике.

Однако отметим наличие в игре элементов, почерпнутых не из истории Клеопатры, а из мифа о роковой женщине. Так, в одной из сцен царица говорит, что готова провести ночь с любым мужчиной, который согласится быть казненным на следующее утро («Я пересплю с кем угодно! Лишь бы они согласились быть казненными утром»).

Следовательно, это отсылка к Александру Пушкину, Теофилу Готье и Софи Лорен в роли Клеопатры! Доказательство того, что фантазии почти неизгладимо прилипли к коже царицы Египта.

Смерть и оргазм Клеопатры
В выдуманной фигуре Клеопатры смешиваются удовольствие и жестокость, любовь и смерть. Если царица убивает своих любовников, она в конце концов она также убьет и себя. Ее самоубийство имело необычайный успех в искусстве с конца Средневековья и до наших дней.

Изображение смерти Клеопатры очень эротично, как показано в миниатюрах из рукописи Боккаччо (1313–1375), которая сейчас находится в Британской библиотеке в Лондоне. Художник изобразил Клеопатру, укушенную в грудь двумя змеями. Правда, Плутарх, тем не менее, пишет, что царица была укушена в руку. Но целью художника было сделать это самоубийство еще более эротичным.

Змея становится в то же время фаллическим символом, соприкасаясь с обнаженной грудью царицы. Эту тему в западной живописи можно обнаружить с XVI по конец XIX века. Смерть Клеопатры переплетается с оргазмом у Гвидо Рени, Гвидо Каньяччи, Клода Виньона, Ганса Макарта, Реджинальда Артура и многих других.

В своей драме «Антоний и Клеопатра» (1607) Шекспир обращается к живописи своего времени: когда крестьянин приносит царице рептилию, орудие ее самоубийства, он иронично говорит: «Желаю тебе много удовольствия со змеей».

Некрофильский эротизм
Во второй половине XIX века некоторые художники отдавали предпочтение композициям, казавшимся менее смущающими, но столь же жестокими: они показывали не тот самый напряженный момент, который предшествовал смерти, а минуту, которая следовала за прекрасно срежиссированным самоубийством.

В результате получается некрофильская эротика, как на знаменитой картине Жана-Андре Риксена 1874 года. Мы видим обнаженное тело мертвой царицы, очень красивое по канонам того времени. Но ее мертвая кожа уже имеет совершенно трупную белизну, которая контрастирует с ее густыми черными волосами. В ориенталистском стиле, тогда модном в Европе, царица принимает позу умершей одалиски. Ее эротический труп возбуждает желание зрителя-вуайериста, одновременно погружая его в далекий и воображаемый мир.

Клеопатра Варела
В самом конце XX века интерес широкой публики к фигуре Клеопатры породил телевизионный фильм в двух частях режиссера Франка Роддама, имевший большой успех. Роль царицы, всегда безукоризненно накрашенной и одетой в золотые египетские наряды, обеспечила актрисе Леонор Вареле мировую известность.

Актриса предлагает кинематографическую транспозицию литературной и живописной Клеопатры. Она воплощает отважную царицу, которая решает покончить со своей жизнью после встречи лицом к лицу с роковой змеей, предлагая зрителям заключительную эротическую сцену, столь же ослепительную, сколь и тревожную. Подобно шекспировскому крестьянину, зритель желает Клеопатре «насладиться со змеей»!

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

На фото: «Смерть Клеопатры» (Жан-Андре Риксен); Мейамун встает на колени перед Клеопатрой (Поль Авриль); Леонор Варела в роли Клеопатры.
 

10.08.2025

Кристиан-Жорж Швенцель Slate

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НEДОЛИБЕРАЛИЗИРОВАЛИ?
Почти 88% опрошенных юристами предпринимателей считают, что судебную систему следует усовершенствовать, и она не защищает частную собственность. Данные декабрьского опроса привел портал Право.ру. Более...

Популярное
Новое