1 СЕНТЯБРЯ 1271 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ИЗБРАНИЕМ ПАПОЙ ГРИГОРИЯ X, ЗАКОНЧИЛСЯ САМЫЙ ДОЛГИЙ В ИСТОРИИ КОНКЛАВ, ДЛИВШИЙСЯ ПОЧТИ 3 ГОДА
О, эта история — как будто сценарий для средневекового ситкома, снятого в стиле «Игры престолов», но с бонусом в виде кардиналов, которые ни о чем не могут договориться.
Декабрь 1268 года. Папа Климент IV только что испустил дух. Кардиналы (всего их 19 на тот момент) собираются в городке Витербо (Сикстинской капеллы тогда еще и в проекте не было, так как великий Микеланджело еще не родился, неподалеку от Рима, чтобы выбрать нового понтифика. Теоретически — задача несложная: немного молитв, немного голосований, пара дней — и вуаля, у Церкви снова есть глава. Но это в теории. А на практике… добро пожаловать на самый долгий конклав в истории: почти три года нескончаемой драмы, политических интриг и архитектурных экспериментов.
Когда все пошло не так
С самого начала дела не заладились. Кардиналы раскололись по политическим линиям: итальянцы против французов, сторонники Карла Анжуйского против тех, кто его терпеть не может. Вместо священного единства — глухие препирательства. Один из старейших участников, кардинал Эд де Шатору, перед первым голосованием в канун Рождества 1268 года прочел пламенную речь о необходимости согласия и мира. Ну и как вы думаете? Конечно же, они поступили с точностью до наоборот.
Голосования шли как часы… но сломанные. Месяцы бездействия, ни одного результата. Один кардинал даже умер в 1269 году то от старости, то ли от скуки или от обоих факторов одновременно. Осталось 18.
Тем временем жители Витербо — не без основания — начали терять терпение. «Извините, уважаемые господа, но это не сериал Netflix — дайте нам уже Папу!» — возмущались они. В 1269 году местный подеста (что-то вроде мэра), по имени Конрадо ди Альвиано, решил действовать радикально. Он запер кардиналов в епископском дворце, поставил охрану и объявил: «Никто никуда не выйдет, пока не выберете Папу!»
Крыша пропала. Буквально
Но и это не помогло. Кардиналы продолжали медленно вариться в собственных интригах. Тогда, летом 1270 года, народ Витербо пошел на крайние меры: снял крышу с дворца, чтобы уважаемые отцы церкви почувствовали всю прелесть небесного вмешательства. Дожди, жара, ветер — природа вступила в дело как третий участник дебатов.
Кардиналы в отчаянии сочинили официальное обращение: мол, пожалуйста, верните крышу, разрешите троим больным отправиться на лечение, и дайте нам — цитата — «достойное место, предназначенное для естественных нужд». Да-да, они умоляли дать им приличный туалет. Святое терпение, говорите?
Компромисс как божественное откровение
К моменту, когда умер еще один кардинал (в июле 1270), оставалось всего 17 участников конклава. Прошло два с половиной года. Французский король Филипп III и Карл Анжуйский лично приехали уговаривать: «Серьезно, ребята, выберите уже хоть кого-нибудь!» Тогда и появился на сцене святой Бонавентура — знаменитый францисканский монах и философ, предложивший блистательное решение: метод компромисса. Звучит логично, но тогда это было почти как открыть закон всемирного тяготения.
В августе 1271 года шесть кардиналов получили полномочия выбрать Папу от имени всего собрания. И что вы думаете? Через два дня они решили: пусть будет Теобальдо Висконти — архидиакон из Льежа, не кардинал, не епископ, даже не священник. Вроде бы чист душой, умен и далек от всех споров и интриг. В то время он находился Палестине вместе с крестоносцами. По рождению он был итальянцем, но всю свою сознательную жизнь прожил во Франции, так что устраивал и итальянских кардиналов, и французских. Его-то 1 сентября 1271 года наконец-то и избрали Папой под именем Григорий X.
Он узнал об этом, между прочим, находясь… в Акре, в Святой Земле. Представьте себе: ты спокойно ходишь по развалинам вместе с крестоносцами, а тут вдруг — бац, и ты Папа!
Хэппи энд с конституцией
В марте 1272 года Григорий X был официально посвящен в свой сан. Пережив столь феерическое избрание, он быстро осознал: такого повторяться не должно. В 1274 году он издает буллу «Ubi periculum» («Где опасность»), вводящую строгие правила конклава: кардиналы запираются в помещении без связи с внешним миром; через три дня, если не изберут нового Папу, — им урезается питание; через пять — только хлеб, вода и вино; и, о ужас!, никаких доходов, пока не выберут понтифика.
Просто и эффективно. С тех пор конклавы стали гораздо короче. Ну… чаще всего.
Вот так, друзья, благодаря трехлетнему «реалити-шоу» XIII века и крышам, улетевшим в небо (в буквальном смысле), у нас теперь есть понятная система выборов Папы. Кто сказал, что выборы — это скучно?
01.09.2025
Александр ПАРХОМЕНКО

Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
НEДОЛИБЕРАЛИЗИРОВАЛИ?
Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
ТРУДОВОЙ ПЕРЕКОС
СУД, У НАС ОТМЕНА!
АНТИДЕМОГРАФИЧСКИЕ СНТ
НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
ФПА РФ приглашает пройти опрос о роли адвоката в урегулировании корпоративного конфликта
27 НОЯБРЯ 1095 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ПАПА РИМСКИЙ УРБАН II ПРИЗВАЛ К ПЕРВОМУ КРЕСТОВОМУ ПОХОДУ
Гасану Борисовичу Мирзоеву – 75 лет. С юбилеем, мэтр! 
Комментарии