18 ОКТЯБРЯ 1534 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА СЛУЧИЛОСЬ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ «ДЕЛО О ЛИСТОВКАХ»
В ночь на 18 октября 1534 года французские протестанты развесили листовки против мессы во всех уголках страны. Говорят, что одну из них король Франциск I нашел даже на двери своей спальни в замке Амбуаз.
Это первое проявление вражды между протестантами и католиками во Франции. Через двадцать пять лет противостояние приведет к религиозным войнам...
Семена раздора
Лютеранская Реформация, зародившаяся в Германии примерно пятнадцатью годами ранее, медленно проникает во Францию. В 1522 году лишенный сана французский монах женился в Виттенберге, «Риме» новой религии. Другие духовные лица идут по его стопам и обучаются новому учению, которое, возвратясь во Францию, они начинают проповедовать. Многим новая религия нравится.
Против этих еретиков у богословов из университета Сорбонны и у парламента есть лишь один рецепт, используемый также для колдунов и ведьм, – костер.
Первым, кому 8 августа 1523 года приходится заплатить такую цену на площади перед Собором Парижской Богоматери, является бывший монах Жан Валльер. Затем в Мо, к востоку от Парижа, Жан Леклерк, бывший чесальщик шерсти, подвергается пыткам и умирает на костре 29 июля 1525 года. Правда, большинство других судебных процессов по делам о ереси заканчиваются более благополучно, без всяких там костров.
Но в ночь на 1 июня 1528 года протестанты, не признающие поклонение матери Христа, оскверняют статую Богородицы. Это святотатство возмущает и парижан, и самого короля. Сам Франциск I возглавляет процессию искупления. К счастью, обходится без погромов, и протестанты пока отделываются легким испугом.
Жестокие репрессии
Король Франции, относительно равнодушный к религиозным вопросам, проявляет определенную веротерпимость, и, не колеблясь, заключает союзы с протестантами Германии и даже с султаном Константинополя.
Но ему очень не нравится «дело о листовках», которое подрывает институт Церкви и, следовательно, саму монархию «милостью Божией».
Эти листовки были составлены неким Антуаном Маркуром, пастором из Невшателя (Швейцария), последователем Ульриха Цвингли, руководителя реформации в Швейцарии, христианского гуманиста и философа, и напечатаны в том же городе.
Они озаглавлены: «Правдивые статьи об ужасных, великих и невыносимых злоупотреблениях папистской мессы, изобретенные непосредственно против Вечери Господней нашего Господа, единственного посредника и спасителя Иисуса Христа».
Листовки поносят католическую религию, ее духовенство и ее обряды в таких оскорбительных выражениях, что даже сами протестанты их не одобряют. А Антуан Маркур, в свою очередь, грубо обзывает мессу, называет священников лжецами и богохульниками, которые якобы заняты только «колокольным звоном, бормотанием молитв, пением, пустыми церемониями, переодеванием и всякого рода колдовством», а доктрину о пресуществлении1 расценивает как прямое идолопоклонство.
Король в гневе. Протестанты утверждают, что он, по сути, такой же, как все его подданные, а вовсе не Богом данный монарх. Он обязуется подавить этих «злых людей». На всех площадях и перекрестках глашатаи объявляют, что каждому, кто разоблачит авторов листовок, будет выплачено по 200 экю. Начинается «охота на ведьм», в которой с удовольствием участвуют подданные короля. Всякому ведь хочется ни за что ни про что заработать 200 экю – немалые по тем временам деньги. Количество арестов растет. Якобы король заявил: «Бог милостив, но это совсем не мой случай».
13 ноября следующего года сжигается первый еретик. 13 января 1535 года по приказу короля Парижский парламент создает специальную комиссию из двенадцати членов, так называемую «огненную палату», для поиска крамольных книг. Королевский указ запрещает печатать протестантские книги и приказывает закрыть все книжные лавки, где они продаются. Это первое проявление цензуры с момента изобретения печатного станка.
Наконец, 21 января 1535 года торжественный день искупления грехов заканчивается смертью на костре шести новых протестантских еретиков. Вечером король заявляет перед собравшейся знатью: «Если бы моя рука была заражена такой гнилью, я бы хотел отделить ее от своего тела».
Жан Кальвин, теолог и один из основателей кальвинизма, живущий в городе Нерак под защитой Маргариты Наваррской, сестры короля, вынужден бежать в швейцарский Базель, где публикует свой труд «Наставление в христианской вере», которым пытается убедить короля в достоинствах Реформации.
Под влиянием своей сестры, близкой к протестантским кругам, а также папы Александра III Фарнезе, который сожалеет о кострах, гнев короля постепенно стихает. 29 июля 1535 года, укрепляя свой союз с протестантскими князьями Германии против своего соперника Карла V, он публикует эдикт, объявляющий всеобщую амнистию.
Но в 1541 году происходит новый поворот. Король приказывает возобновить охоту на еретиков. В 1546 году пастор из Мо, являющийся никем иным, как братом мученика Жана Леклерка, арестовывается после причащения и отправляется на костер вместе с тринадцатью другими верующими.
Среди других жертв репрессий (всего от 400 до 500 человек) фигурирует гуманист и лионский печатник Этьен Доле, сожженный на площади Мобер в Париже 3 августа 1546 года по обвинению в нечестивости.
После кончины короля Франциска I следует короткая передышка, но религиозная нетерпимость возьмет верх после смерти его преемника Генриха II и приведет к религиозным войнам.
1 - Пресуществление – богословское понятие (термин), обозначающее превращение в Таинстве Евхаристии существа хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.
18.10.2025
Александр ПАРХОМЕНКО

Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
НEДОЛИБЕРАЛИЗИРОВАЛИ?
Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
ТРУДОВОЙ ПЕРЕКОС
СУД, У НАС ОТМЕНА!
АНТИДЕМОГРАФИЧСКИЕ СНТ
НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
ФПА РФ приглашает пройти опрос о роли адвоката в урегулировании корпоративного конфликта
27 НОЯБРЯ 1095 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ПАПА РИМСКИЙ УРБАН II ПРИЗВАЛ К ПЕРВОМУ КРЕСТОВОМУ ПОХОДУ
Гасану Борисовичу Мирзоеву – 75 лет. С юбилеем, мэтр! 
Комментарии