Легендарные тюрьмы: «Рединг» - сплошные боль и насилие

Легендарные тюрьмы: «Рединг» - сплошные боль и насилие

Это британское пенитенциарное учреждение стало знаменитым из-за Оскара Уайльда, содержавшегося здесь с 1895 по 1897гг. Читаем длинное и подробное письмо, датированное 28 мая 1897г. и отправленное главному редактору газеты «Дейли Кроникл». 42-летний Оскар Уайльд только что освободился из тюрьмы «Рединг», которую он навечно прославил в своей «Балладе Редингской тюрьмы». «Жестокость, с которой и днем, и ночью сталкиваются дети в английских тюрьмах, кажется невероятной. Но не для тех, кто присутствуют при этом и знают о каторжных условиях системы», – так горько иронизирует тот, кто только что сам пережил там весь ад. Автор «Портрета Дориана Грея», приговоренный к двум годам каторжных работ в 1895г., максимально возможному наказанию за гомосексуализм, размышляет в своей балладе о грустной судьбе тех, кто там еще остался.

Прежде чем попасть в тюрьму «Рединг», расположенную в шестидесяти километрах к западу от Лондона и которая считалась одной из самых суровых в стране, Уайльду уже пришлось «испробовать тюрьмы» в столице, побывав в не менее страшном «Пентонвилле» и даже в «Уондзуорте» (тюрьмы, предназначенные для совершивших особо тяжкие преступления и рецидивистов – Ред.).

Ирландский писатель, который выйдет из «Рединга» через два жутких года, беспокоится в своем письме, направленном охраннику Томасу Мартину, о том обращении с арестантами, которое было в тюрьме. Кстати, позднее Томас Мартин будет уволен с работы за то, что он давал печенье голодному ребенку. В письме Оскар Уайльд в деталях описывает страх, одиночное заточение, голод – все то, что пришлось перенести этим совсем юным и неприспособленным душам, – и советует смягчить условия отбывания наказания.«Способ обращения с детьми, практикуемый в настоящее время, – пишет Уайльд, – это настоящий вызов человечеству и общепризнанным представлениям».

Сидя в каменном мешке, Оскар Уайльд, тем не менее, умудрялся писать. Поначалу он был лишен всего, но затем, благодаря новому директору тюрьмы, ему дают письменные принадлежности. Между январем и мартом 1897г. он пишет длинное послание лорду Альфреду Дугласу, красивому и капризному молодому человеку, которого он встретил в 1891г. Ведь именно по причине затеянного отцом Альфреда, маркизом Куинзберри, процесса по обвинению в клевете и содомии, Уайльд попал в адские жернова правосудия, которые и привели его в «Рединг». Возможность читать, писать и думать о том, кого он любил, без всякого сожаления о том, как обошлись с самим Уайльдом, помогало ему выстоять. «Любым способом я должен был сохранить Любовь в своем сердце. Если бы я попал в тюрьму, не сохранив в душе Любовь, то чтобы стало бы с моей Душой?» – риторически спрашивает Уайльд в своем письме-исповеди «De Profundis» («Из глубины взываю…» – название псалма– Ред.).

На 120 густо исписанных страницах Оскар Уайльд, в частности, рассказывает Бози (прозвище Альфреда Дугласа, данное ему в детстве – Ред.) об одном случае, который помог ему перенести стыд. «Когда, сопровождаемый двумя полицейскими, в наручниках и с опущенной головой, я был доставлен из тюрьмы в суд, М. ожидал меня в длинном зловещем коридоре, и прежде чем предстать перед толпой, я увидел в полном молчании его жест, такой простой и такой нежный – он снял шляпу. Некоторые попадали в рай за меньшее, чем этот благородный жест».

После своего заключения в тюрьму Оскар Уайльд написал лишь «Балладу Редингской тюрьмы». Покинув Англию, чтобы больше никогда туда не вернуться, в городке Бервеналь-сюр-Мер, что около Дьеппа (город во Франции, на берегу пролива Ла-Манш – Ред.), он начал писать новую поэму. Тремя годами позже он умер, одинокий, в абсолютной нищете, в отеле на улице Боз-Ар, в Париже. «В ту ночь тюрьма сошла с ума,/ В ней выл и веял Страх – /Визжал в углах, пищал в щелях,/ Орал на этажах/ И за оконным решетом/ Роился в мертвецах».

На эти строки 7 июля 1896г. его вдохновили воспоминания об одном казненном сокамернике. Тюрьма графства Беркшир «Рединг» служила местом приведения в исполнение смертных приговоров. Первая смертная казнь здесь была проведена в 1845г. в присутствии 10 тыс. зрителей, последняя – в 1913г.

Баллада была опубликована под странным псевдонимом «С3.3» – регистрационный номер Уайльда в «Рединге». Как объясняет Элизабет Хьюг, долго изучавшая различные альбомы фотографий каторжников, сделанных в период с 1883 по 1915гг., номера заключенным присваивались в зависимости от их размещения в тюрьмах. В «Рединге» преступники размещались в трех крыльях здания – A,B, и C. Таким образом номер С3.3 означал, что заключенный содержится в блоке С, в камере № 3, на третьем этаже. К сожалению, о некоторых периодах заключения Уайльда никаких сведений не сохранилось. Зато следы о нем сохранились в «криминальных списках королевства».

Кстати, Министерство внутренних дел отказалось убрать из этих списков упоминания об Оскаре Уайльде, хотя с такой просьбой в МВД обращались в связи со столетием со дня его ареста. Сохранились и некоторые фотографии того времени. На первых снятых по времени фотографиях большинство заключенных показывают свои кисти рук. Пальцы немного расставлены в стороны, возможно, это какой-то отличительный знак. Начиная с 1889г., фотограф использует зеркало, чтобы на одном негативе было сразу два профиля. Еще позже фотограф начинает делать два снимка: профиль и фас. Одно время маленькая фотостудия располагалась во дворе, предназначенном для наказаний. Позже в этом дворе стали проводиться казни.

История тюрьмы «Рединг» восходит, как минимум, к XVI веку. Здесь рядом с аббатством, около реки Кеннет уже тогда находилось место заключения для преступников. В 1884г. было решено полностью перестроить здание, обновив его по архитектурной и философской моде того времени. Некто Джордж Скотт руководил проектом. План был скопирован с тюрьмы «Пентонвилль», построенной в 1842г., которая, в свою очередь, была скопирована с Филадельфийского пенитенциарного учреждения (США), построенного в 1829г.
Для «Пентонвилля» были использованы идеи Джереми Бентама, а также его паноптическая концепция, позволявшая одному охраннику, расположенному в центре, вести постоянное и одновременное наблюдение за всеми заключенными. Тюрьма «Рединг» была построена в виде креста и имела четыре крыла – A,B,C и D. Преступников содержали в соответствии с популярным тогда «принципом разделения», что позволяло минимизировать их контакты между собой.

В ХХ веке, сразу после того, как в «Рединге» отбыл свой срок самый знаменитый заключенный, тюрьма использовалась в самом разном качестве: во время двух мировых войн это был центр для интернированных, затем тюрьма для ирландцев, принимавших участие в «Пасхальном восстании» (восстание, поднятое лидерами движения за независимость Ирландии на Пасху 1916 года– Ред.), исправительно-воспитательное учреждение для молодых правонарушителей в период с 1961 по 1969гг. Начиная с 1992г. «Рединг» является центром предварительного заключения на 300 мест для правонарушителей в возрасте от 18 до 21 года. Большинство камер здесь до сих пор располагаются в викторианских крыльях здания, в том числе и в крыле С, в котором находился Оскар Уайльд.

«Рединг» является самым маленьким, и в то же время самым известным пенитенциарным учреждением Великобритании. Потому что имя этой тюрьмы, а также перенесенную в ней боль, воспел узник С3.3 – Оскар Уайльд.

Источник: Фредерик РУССЕЛЬ, Libération

Перевел: Юрий АЛЕКСАНДРОВ

На фото: тюрьма «Рединг»; Оскар Уайльд; мемориальный вход в тюрьму с изображением Оскара Уайльда.

08.09.2011

Электронная приемная Объединенной редакции ФСИН на портале "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое