БЫЛ ЛИ ЛЮБОВНИК ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ВТОРЫМ ЛИЦОМ ДЖОКОНДЫ?

БЫЛ ЛИ ЛЮБОВНИК ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ВТОРЫМ ЛИЦОМ ДЖОКОНДЫ?

Пять веков специалисты пытаются разгадать, кто же на самом деле изображен на картине гения эпохи Возрождения. Известный итальянский специалист Сильвано Винченти утверждает, что наконец-то раскрыл тайну идентичности женщины с загадочной улыбкой. Проведенное с помощью инфракрасных лучей исследование позволяет ему утверждать, что мастер был вдохновлен не одной, а двумя моделями.

А что, если за изящным овалом с загадочной улыбкой скрывается не одно, а два лица? Что, если Мона Лиза была не только женщиной, но и мужчиной? Историк в области искусств Сильвано Винченти с 2011 года защищает это свое смелое предположение: «Мы видим здесь двух моделей. Первой моделью была Лиза Герардини, известная как Мона Лиза или Джоконда. Второй моделью был... юный Джан Джакомо Капротти, известный как Салаи». В опубликованном видео исследователь утверждает, что на сегодня у этой гипотезы имеются неопровержимые доказательства.

Салаи – это тот маленький 10-летний оборванец, которого Леонардо случайно встретил на улицах Милана. За несколько флоринов художник купил его у отца и привел в свою мастерскую. Леонардо быстро привязался к мальчику, ласково называя его «маленький чертенок». Он взялся за обучение Салаи и сделал его одним из своих учеников. Повзрослев, юноша стал демонстрировать тревожащую андрогинную красоту, которая вдохновляла художника. Они очень сблизились, и ставший помощником Леонардо юноша прожил с ним 25 лет. Ученик, друг, несомненно, любовник и муза – Салаи, по свидетельству современников, поддерживал довольно двусмысленные отношения с Леонардо.

В 2011 году, проведя первое исследование, Винченцо и его команда пришли к выводу, что именно Салаи послужил моделью для Джоконды. Нос и рот Моны Лизы поразительно напоминают черты святого Иоанна Крестителя, моделью для которого послужил именно Салаи.

Мона Лиза – анаграмма «Мой Салаи»?
Хотя сотрудники Лувра скептически относятся к утверждению, что Салаи послужил моделью для Джоконды, эта гипотеза имеет своих сторонников в рядах ученых-исследователей. Малейшая деталь картины интерпретируется как указатель, как «секретные ключи», зашифрованные и спрятанные мастером. Так, в глаза Моны Лизы, совершенно незаметны для невооруженного глаза, якобы, вписаны две крошечные буквы: L – Леонардо и S – Салаи... Однако, проведенные исследования холста не позволяют с точностью утверждать, что это буквы, скорее – микроскопические трещины.

Еще одна причудливая теория: «Mona Lisa» («Мона Лиза») якобы является анаграммой «Mon Salaï» («Мой Салаи»): то есть оба слова, состоящие из одного набора букв, как две модели для одной картины?

По словам Винченцо, появляются все новые «доказательства». «Мы раскрыли тайну идентичности Джоконды, благодаря исследованию инфракрасными лучами первого слоя картины, – объясняет он. – На этом первом слое она не улыбается и не выглядит счастливой. Мы наложили поверх все детали картин Леонардо да Винчи, в которых моделью выступал Салаи. И многие из полученных таким образом деталей в точности соответствуют тем, что имеются на портрете Моны Лизы».

Созданная в 1500-х годах и дорабатываемая вплоть до конца жизни художника, «Джоконда» является произведением зрелого мастера. Леонардо в то время уже 50 лет, и он вкладывает в портрет всю свою гениальность и убежденность. По мнению Винченти, «Джоконда» – это выражение человеческого совершенства, идеал неоплатонической красоты. То есть, Джоконда – это «мужчина и женщина в одном теле. Отсюда и андрогинность, которая поражает с первого взгляда».

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

На фото: «Мона Лиза» («Джоконда»), «Иоанн Креститель».

13.01.2021

Мари-Амели БЛЕН Le Figaro

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое