ГЕРОИ В БЕЛЫХ ХАЛАТАХ: МАРИ МАРВЭН – «ГОРЯЧАЯ ГОЛОВА», ПРИДУМАВШАЯ МЕДИЦИНСКУЮ АВИАЦИЮ

ГЕРОИ В БЕЛЫХ ХАЛАТАХ: МАРИ МАРВЭН – «ГОРЯЧАЯ ГОЛОВА», ПРИДУМАВШАЯ МЕДИЦИНСКУЮ АВИАЦИЮ

Альпинистка, велосипедистка, пловчиха, пилот самолета и много кто еще. «Невеста опасности», как ее называли, в 1914 году запустила в эксплуатацию первый медицинский самолет.

Сегодня имя Мари Марвэн в значительной мере забыто. Просто скандал. Если бы она была мужчиной, то слава ей была бы обеспечена. Ни одна дама не завоевала столько медалей в экстремальных видах спорта. Мало кто из женщин сражался на фронте так много, как она, то в качестве солдата, то медсестры. Во время двух мировых войн именно Мари изобрела медицинский самолет, а также и новый способ быстрого наложения швов.

Мари родилась в Орийаке в 1875 году. Именно ее отец с самого детства подталкивает ее стать высококлассной спортсменкой. Он постоянно требует от девочки показывать все лучшие и лучшие результаты. Мари успешно овладевает многими видами спорта. Увлеченная велоспортом, она выигрывает несколько крупных гонок. В 1908 году, когда ей было 33 года, она даже решилась зарегистрироваться на участие в Тур де Франс, правила которого априори не исключали участия женщин. Хотя организаторы, в конце концов, и не допускают ее до соревнований, она каждое утро, через несколько минут после старта, тоже выходит на этап. Ей удается преодолеть 14 этапов – 4 488 километров. Из 110 стартовавших мужчин-велосипедистов такой же результат удается показать лишь 36.

«Невеста опасности»
Она становится одной из первых женщин, получивших право управления автомобилем. Мари принимает участие в нескольких гонках в Сахаре. Она также опытный альпинист, которому удается покорить двадцать вершин в Альпах. Плавание она тоже любит. В 31 год Мари стала первой женщиной, вплавь, по Сене, пересекшей весь Париж, а затем и несколько других городов. Да, чтоб не забыть: она также завоевала 20 золотых медалей в зимних и ледовых видах спорта. Газеты называют ее «Невеста опасности». Также стоит упомянуть о ее подвигах в гимнастике, легкой атлетике, стрельбе и фехтовании. Она становится опытным аэронавтом, перелетев на воздушном шаре из Нанси1 в Англию. И мимо авиации она никак не может пройти. В 1910 году Мари становится третьей женщиной в мире, получившей лицензию пилота самолета.

Ее увлечения спортом не мешают Мари получить диплом медсестры, выданный Красным Крестом. В 1910 году она соединяет свои две любви – авиацию и медицину. С помощью своего друга-инженера она разрабатывает медицинский самолет, план которого чертит лично. После многочисленных согласований Дирекция военной авиации одобряет этот проект.

Она участвует во множестве конференций, чтобы добиться финансирования своего проекта для построения прототипа медицинского самолета, но начавшаяся Первая мировая война прерывает все работы. Мари вовсе не желает быть простой медсестрой где-то там в тылу, она хочет пилотировать бомбардировщик! Ей удается сделать два вылета, но затем – все потому, что она женщина – ей запрещают летать. Расстроенная, она в течение двух с половиной лет ассистирует военному хирургу в должности старшей медсестры. Ее часто видят, как она ползает по полям сражений, под бомбардировками, спасая раненых. Но этого ей мало.
Она сама хочет сражаться!

В конце концов Мари решает замаскироваться под мужчину. Ей это удается, и она умудряется присоединиться к боевой части. В течение 47 дней она играет свою роль, а потом ее все же разоблачают. Она вынуждена вновь одеть униформу медсестры. Генерал Фош2 лично дает ей разрешение присоединиться к полку альпийских стрелков, сражающихся на итальянском фронте. Она использует свои таланты лыжницы и альпинистки, чтобы эвакуировать раненых. После того, как военные действия закончились, Мари участвует в международных конгрессах для пропаганды медицинской авиации, особенно в Африке. Пройдя через Марокко, она изобретает металлические лыжи для передвижения по дюнам.

С приближением Второй мировой войны Мари организует несколько воздушных госпиталей. Когда начинаются военные действия ей уже 62 года. Но это не мешает Мари вновь одеть военную форму медсестры. Она создает реабилитационный центр для раненных летчиков и изобретает новый, быстрый способ наложения швов, который в гораздо большей степени препятствует негативному воздействию микробов. Затем война заканчивается, но Мари не сидит без дела. Она продолжает активно работать. В 1959 году, в весьма почтенном возрасте – 84 года!, она становится пилотом вертолета, а два года спустя совершает велопробег из Нанси в Париж, проезжая ежедневно по 100 километров.

Героическая медсестра умерла в 1963 году в полной нищете, но с огромной орденской планкой: 34 военных и спортивных награды, включая ордена Почетного легиона двух степеней и Военный крест.

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

 

1 -Нанси – город во Франции на реке Мозель.

2 - Фердинанд Фош – французский военный деятель, военный теоретик. Французский военачальник времен Первой мировой войны, генерал, затем маршал Франции.

18.05.2020

Фредерик ЛЕВИНО Le Point

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое