ЛЮДИ БОЛЕЕ ЧЕСТНЫ, ЧЕМ ПРИНЯТО ДУМАТЬ

ЛЮДИ БОЛЕЕ ЧЕСТНЫ, ЧЕМ ПРИНЯТО ДУМАТЬ

Широкое исследование, проведенное в сорока странах, показало, что большинство людей вернут потерянный кошелек, даже если он содержит ценные вещи.

Что бы вы сделали, если бы нашли потерянный кошелек с деньгами? Ответ на этот вопрос очень важен с экономической точки зрения. Честное, гражданское и предсказуемое поведение позволяет осуществлять социальное взаимодействие и торговлю. Это одно из необходимых условий правильного функционирования рыночной экономики. Одна из предпосылок для того, чтобы экономические субъекты приняли честное и совместное поведение (например, не воровать), которое заключается в том, что эгоизм – не единственная их мотивация.

Тем не менее, очень часто экономисты считают, что чем выше перспектива получения прибыли, тем больше людей действуют не в духе сотрудничества, чтобы максимизировать свое благосостояние в ущерб нравственности и честности. Поэтому они полагают, что вероятность того, что вы вернете бумажник, будет зависеть от количества в нем денег.

Альтруизм
Группа экономистов (Ален Кон, Мишель-Андре Марешаль, Дэвид Танненбаум и Кристиан-Лукас Зюнд) недавно в авторитетном в научном мире журнале Science опубликовали исследование «Гражданская честность во всем мире», основанное на полевом опросе, который противоречит этому утверждению. Фактически установлено, что люди во всем мире с большей вероятностью возвращают кошелек его владельцу, даже когда в кошельке содержатся значительные суммы денег.

Чтобы прийти к такому выводу, команда побывала в 255 городах сорока разных стран и смоделировала «потерю» 17 000 кошельков. Каждый из них был прозрачным, содержал список покупок, ключи, визитку с возможностью связаться с владельцем. В некоторых из кошельков были деньги: в одних – небольшие суммы, в других – значительные. Каждый раз один из исследователей оставлял «утерянный» кошелек на стойке (банков, музеев, отелей и т.д.) и затем отслеживал, получил ли он электронное сообщение о том, что его кошелек найден.

Результаты исследования не оставляют никаких сомнений: кошельки с деньгами возвращались чаще, чем без денег. Такая тенденция наблюдается в 38 странах из 40, где проходило исследование. Скорость возврата кошельков была значительно выше, если в нем находилась крупная сумма денег (94 доллара США).

Почему же люди возвращают кошельки, если они могут оставить себе деньги? Исследование показывает, что причина не в страхе быть «пойманным»: статистическая модель исследования учитывает присутствие свидетелей или камер видеонаблюдения в том месте, где они оставили кошелек на стойке. Авторы исследования отмечают, что из выборки кошельков, содержащих только один ключ, причина такого поведения альтруистическая: кошельки возвращаются, потому что люди обеспокоены тем ущербом, который может нанести его потеря владельцу (например, потеря ключа). Они становятся еще более честными, когда сумма денег в кошельке возрастает, поскольку возрастают и психологические издержки «чувства вора» в случае невозврата денег.  Другими словами, степень вины и плохое самовосприятие важнее, чем перспектива экономической выгоды.

Честность
Соответствует ли этот тип отношений тому, чего ожидает население? Надо отметить, что авторы исследования провели опрос, который показал, что люди ошибочно прогнозируют, что чем выше «стоимость» кошелька, тем ниже возможность его возврата. Тот же опрос, проведенный среди экономистов университетов, показывает, что половина из них также сделали этот плохой прогноз. Другими словами, и население, и эксперты ошибаются в моральном поведении своих сограждан. Они более честны, чем мы думаем, даже когда сталкиваются с перспективой получения финансовой выгоды.

Тем не менее, уровень честности и сознания гражданского долга сильно варьируется среди жителей от страны к стране: если кошелек вернули примерно 15% мексиканцев, то среди швейцарцев этот показатель равен 80%. Во главе списка самых честных стран находятся скандинавские страны (Норвегия, Дания и Швеция), а внизу списка – некоторые азиатские страны, включая Китай, где граждане менее всего склонны возвращать пустые кошельки. В верхней части списка также находятся Франция, Германия и Великобритания (6 из 10 возвращают кошельки с деньгами). Степень гражданской ответственности связана с качеством основных законов, уровнем жизни, культурными ценностями, религией (уровень возврата выше в протестантских странах) или с географией.

Эти результаты очень полезны для размышления о том, что же мотивирует наше экономическое поведение, и, скорее всего, приведут к уточнению экономических моделей, которые учитывают только монетарные стимулы для объяснения выбора людей. Этот тип рациональности (в конечном счете) для прогнозирования нашего поведения имеет пределы. Данное исследование о возврате утраченных кошельков, напротив, предлагает нам принять во внимание рациональность, которая интегрирует субъективность участников деловой жизни, также действующих в соответствии со своим самовосприятием и своими моральными предпочтениями (субстантивная рациональность). Принимая во внимание общие ценности, идеологию, культуру для понимания экономического поведения, можно дать новые ответы по таким важным вопросам, как истоки экономического роста.

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

03.06.2020

Кевин БРУКС, доктор политических наук Le Point

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое