ПРАЗДНИКИ БРАЗИЛЬСКОГО ПЛЕМЕНИ ТУПИНАМБА

ПРАЗДНИКИ БРАЗИЛЬСКОГО ПЛЕМЕНИ ТУПИНАМБА

Досье: Каннибалы. Часть 3. Вражеских воинов племя Тупинамба поедало из мести. Зуб за зуб, бифштекс за бифштекс. Рассказывает один из конкистадоров.

До того, как прибывшие португальцы проникли вглубь страны, индейцы племени Тупинамба занимали значительную часть побережья современной Бразилии. Они выращивали маниоку, сладкий картофель и маис. А протеином они разживались на охоте и рыбалке. Но их любимым занятием было нападать на какую-нибудь соседнюю деревню, чтобы отомстить за своих погибших в предыдущем бою воинов. Во время сражений главной целью было захватить побольше пленников для… пищи. Для этого у каждого воина при себе имелась веревка, обмотанная вокруг тела. Пленников затем приводили в деревню и тут же съедали. Иногда их съедали чуть позже, когда на пир собирались все жители. Что важно, так это то, что ни один молодой воин племени Тупинамба не имел права вступить в брак, пока не убьет вражеского воина. Тем самым он демонстрировал свою храбрость.

Попасть на вертел
Нам известно довольно много о каннибализме, практиковавшемся в племени Тупинамба. И все благодаря немецкому аркебузиру Гансу Стадену, который прожил рядом с ними целых девять месяцев. В 1550 году, когда его корабль потерпел крушение, он был взят в плен. Написанные им в 1557 году два сборника мемуаров считаются самыми ранними работами по этнологии. «Я молился в ожидании, когда мне нанесут смертельный удар по голове, но вождь, захвативший меня в плен, взял слово и заявил, что желает привести меня домой живым, чтобы вместе со мной отметить их праздник, а потом уже меня убить и, приготовив "кавеви пекикке" – это такой напиток, отпраздновать победу и поужинать мною вместе со всеми». Впрочем, на вертел Стаден не попал, воспользовавшись тем, что индейцы, ставшие его хозяевами, почему-то сочли, что конкистадор является колдуном и пророком.

Во время своего пребывания в гостях у племени аркебузир неоднократно присутствовал при сценах забоя пленников для приготовления пищи. «Это делается не потому, что им не хватает еды, они пожирают своих врагов просто из ненависти. Во время сражения каждый из них кричит своему противнику: "Пусть все несчастья падут на тебя, я тебя съем… Я пришел, чтобы отомстить тебе за смерть моих близких. И сегодня я поджарю тебя на вертеле еще до того, как сядет солнце"». Пленников приводили в лагерь и помещали под охрану какой-нибудь женщины. В течение нескольких месяцев и даже лет захваченный раб должен был работать. Бывало, что 20-летние пленники доживали до 40 лет, прежде чем их съедали. Они могли жениться, иметь детей, которые росли вместе с другими детьми в этой деревне. Но день, когда пленника съедят, приходит всегда. Это неизбежно. Либо потому что он заболел, либо потому что сильно постарел, либо просто потому, что он чем-то не угодил своему хозяину или ненароком оскорбил его.

Брусок в зад
Праздник у племени Тупинамба – это такая вечеринка, куда приглашаются друзья и жители соседних деревень. Приготовления длятся два дня. Затем жертву приводят на деревенскую площадь, где «рядом с рабом зажигают большой костер, на который его заставляют смотреть. Потом с огромной дубиной появляется женщина… Главный распорядитель берет у нее эту дубину и говорит: "Вот и я! Я пришел, чтобы убить тебя, потому что твои родственники убили и съели множество моих родных". Пленник ему отвечает: "Когда я умру, мои друзья отомстят за меня"».

«Тут же палач наносит мощный удар по голове, так что мозги буквально разлетаются. Женщины хватают еще трепыхающееся тело, тащат его к костру, чистят кожу, пока она не побелеет, и вставляют в зад брусок, чтобы, не дай бог, ничего не выпало наружу. Когда кожа вычищена добела, воин племени отрубает руки и ноги ниже колен. Четверо женщин хватают эти конечности и носятся с ними вокруг хижин, вопя от радости. Затем убитого вскрывают со спины и делят его на куски. Женщины берут потроха и варят из них что-то вроде бульона, который называется "менго". Им они делятся с детьми племени. Затем съедаются внутренности, кожа с головы, мозг и язык. Детям достаются объедки. После того, как все закончено, каждый берет себе кусок и идет домой».

В конце концов Статену удается сбежать, прежде чем его самого сожрали. Имеются и другие свидетельства поселенцев, подтверждающие, что все написанное Статеном, является правдой. Мишель де Монтень в своих «Очерках» также затрагивает тему каннибализма племени Тупинамба. Он опросил троих индейцев из этого племени, привезенных во Францию в 1562 году, а также побеседовал с несколькими бывшими колонистами.

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

На фото: индейцы племени Тупинамба.

15.08.2018

Фредерик ЛЕВИНО Le Point

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое