СМЕРТЬ СОКРАТА
Ранним утром ученики и друзья Сократа собрались перед тюрьмой, расположенной у Агоры1. Многие в слезах, они ждут, пока охранник откроет им дверь. Накануне в Афины вернулся корабль, отправившийся в традиционное паломничество в Делос2. На протяжении всего этого паломничества в Афинах не мог быть казнен ни один осужденный. А вот сегодня Сократ уже должен выпить яд – цикуту.
Обвиненный в развращении молодежи и в нежелании принести жертву городским божествам, философ отказался произнести речь в свою защиту, которая могла бы убедить судей не наказывать его так строго. Вместо этого он с удовольствием рассказывал пятистам одному гражданам Гелиэйи3 о своей жизни. И когда его спросили, какое наказание он заслужил, Сократ потребовал, чтобы ему обеспечили обед в Пританее4: высшая честь, которой удостаивались герои или победители олимпиад. Затем он предложил назначить себе какой-либо штраф. Судьи, выведенные из себя его дерзостью, приговорили Сократа к смерти.
Тридцать лет жестокой войны против Спарты закончились в 404 году до нашей эры полным поражением. Все эти годы жизнь в Афинах была неспокойной. Они потеряли свои земли, своих союзников. Высокие стены Фемистокла, обеспечивавшие неприступность Афин, были разрушены. Да и сама демократия была свергнута местными олигархами при поддержке спартанцев. И некоторые из этих олигархов причисляли себя к последователям Сократа. Постепенно демократия в городе была восстановлена. Но граждане Афин, гордость которых была уязвлена, больше не желают, чтобы кто бы то ни было подвергал сомнению их демократический строй и институты власти. Они изо всех сил цепляются за свои законы, свои обычаи, свою демократию, за все то, что осталось от их прошлого величия. Их, как проказа, пожирают сомнения. Для них невыносимо, что Сократ и окружающие его молодые аристократы сомневаются в основополагающих традициях города. Им нужен козел отпущения. И они нашли его.
Долг философа – беспокоиться о душе
Каждый день Сократ принимал учеников в своей тюрьме. Каждый день он продолжал учить их, заставлял их открывать для себя путь истины. Придя в философию довольно поздно, Сократ не написал никаких сочинений. Он просто бродил по улицам Афин и бросал вызов своим соотечественникам, требуя от них исполнения законов так настойчиво, что его прозвали «овод». Он не обижался.
С него сняли цепи, а свою жену Ксантиппу, которая своими рыданиями раздражала его, он отправил домой. Когда входят друзья, он сидит на кровати и растирает больную ногу. У них расстроенные лица. Но Сократ не дает им ни минуты, чтобы они могли выразить свои соболезнования. Он сразу же приглашает их обсудить вопросы бессмертия души и природы тела, этого человеческого бремени. Он объясняет им свой приговор. Смерть – это только переходной этап. Или еще лучше: это освобождение.
Потому что после смерти душа лишается плоти, требующей такой утомительной заботы. Тело желает то одного, то другого – мешает. И оно тяжелое. Страшно тяжелое. И оно постоянно подводит. Может ли философ серьезно относиться к эфемерным удовольствиям? К напиткам? К еде? К эросу? К покупке сандалий или тоги? К парфюмерии? Долг философа, учит он, заботиться о душе. Он говорит, задает вопросы, побуждает своих учеников самим признать, что смерть – это избавление. Только она приближает к Истине. К Добру. К Красоте. У всех людей есть интуиция или память об этих понятиях. Но только смерть позволяет достичь их, присоединившись к благосклонным богам.
Медленно садится солнце, и Афины погружаются в сумерки. Сократ выходит в соседнее помещение, чтобы принять ванну. Возвратившись, он требует подать себе цикуту и безмятежно спрашивает слугу, как ее лучше употребить. Он благодарит его за объяснения, затем спрашивает, разрешено ли возлияние божеству, берет чашу и опустошает ее. Затем, как советовал охранник, он ходит взад и вперед по комнате.
Его друзья, его ученики, которым до сих пор удавалось сдерживать свои слезы, разражаются рыданиями. Им не хватает мужества. Сократ успокаивает их. Он отсылает женщин, «чтобы избежать фальшивых слов; ибо слышал, что умереть нужно с благоприятными словами». Он встает и вновь начинает ходить. Внезапно, почувствовав, что его ноги становятся тяжелыми, он подходит к своей кровати и ложится на спину. Человек, принесший яд, наклоняется над ним и ощупывает его руки и ноги. Затем он сильно сжимает ногу и спрашивает Сократа, который отвечает, что ничего не чувствует. Холод начинает подкрадываться к сердцу. Вдруг, сняв вуаль, которая скрывает его лицо, Сократ говорит: «Мы все обязаны принести петуха в жертву благодарности богу Асклепию5 за мое исцеление: прошу вас, исполните это». Затем он закрывает глаза и переходит на другую сторону бытия.
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
На фото: бюст Сократа работы Лисиппа (Лувр); «Смерть Сократа» (Жак-Луи Давид).
1 - Афинская агора – городская площадь Афин, занимающая территорию приблизительно 40 гектаров и расположенная на пологом склоне к северо-западу от Акрополя.
2 - Каждые пять лет на Делосе устраивались празднества в честь Аполлона. В эти дни Делос посещали толпы паломников.
3 - Гелиэйя (или Дикастерий) – суд присяжных в Древней Греции, прежде всего в Афинах. Заседания суда проходили на Агоре.
4 - Пританей – в Древней Греции совещательный орган, в котором заседали пританы, государственный совет, судилище, а также здание, в котором проводились заседания. По древним законам в Пританее за счет государства получали питание пританы, заслуженные граждане и почетные иностранные гости.
5 - Асклепий – в древнегреческой мифологии бог медицины и врачевания.
10.03.2021
Ирина де ШИКОФФ Le Figaro

Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
НEДОЛИБЕРАЛИЗИРОВАЛИ?
Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
ТРУДОВОЙ ПЕРЕКОС
СУД, У НАС ОТМЕНА!
АНТИДЕМОГРАФИЧСКИЕ СНТ
НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
ФПА РФ приглашает пройти опрос о роли адвоката в урегулировании корпоративного конфликта
КАК ЖИВЕТСЯ В ТЮРЬМЕ «ЭЛЬ ЧАПО», САМОМУ ОПАСНОМУ НАРКОБАРОНУ СОВРЕМЕННОСТИ
Гасану Борисовичу Мирзоеву – 75 лет. С юбилеем, мэтр! 
Комментарии