СОКРАТ: «Я ЗНАЮ, ЧТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ»
От Сократа (470 год до н.э. – 399 год до н.э.) к современникам не дошло ни одного лично им написанного слова. Лишь из уст современников, в частности Платона, можно попытаться узнать историю человека, который на протяжении всего своего существования не оставлял никого равнодушным. Может быть, потому что на протяжении всей своей жизни он не переставал задавать вопросы и окружающим, и самому себе?
Рождение Сократа, возрождение Афин
Он родился в 470 г. до н. э. и взрослел в разгар восстановления города Афины, разрушенного во время Второй персидской войны.
Очень рано ему пришлось отправиться на войну в качестве гоплита (древнегреческий тяжеловооруженный пеший воин), чтобы возглавить сражение против беотийцев, во время которого он отличился мужеством и храбростью, особенно спасая своего юного друга Алкивиада. Сократ, восхваляемый одними за его смелость и философию, критикуемый другими за его негативное влияние, несомненно, никого не оставлял равнодушным.
Его жена Ксантиппа, которая постоянно высмеивала своего мужа, Аристофан, написавший пьесу, в которой он также насмехался над ним, его ученики, буквально боготворившие философа, – все это и есть противоречивый Сократ.
Такой необычный
Сократ, хотя у него было много учеников, следовавших за ним буквально по пятам, отказывался считаться их учителем-наставником. Для него, по сути, истина исходила не из его собственных уст, а из уст других. Это также отличает Сократа от его конкурентов в философии, софистов, считавшихся тогда лучшими ораторами Греции. В отличие от них он говорил, что знает, по крайней мере, одно: он ничего не знает! Так он объясняет в «Теэтете» Платона (сократический диалог Платона, посвященный природе знания): «Говорят, что я странный (atopatos) и что я создаю только неразрешимое (aporia)». Понятно, что Сократ, далекий от того, чтобы действовать как учитель, действовал как зеркало на тех, с кем он поддерживал диалог. Это то, что называется диалектикой, дискурсом другого, который затем посредством противоречия заставляет нас думать и идти дальше в своих размышлениях. Сократическое мышление побуждает взглянуть на самого себя, чтобы осознать ошибочные основы того, что, как мы раньше думали, мы точно знали. Именно потому, что Сократ внес сомнение в греческую мысль, сегодня его считают отцом философии. И это довольно неожиданно для человека, чей отец был простым каменщиком!
Любимый и… ненавидимый!
Когда в 404 г. до н.э. режим Тридцати тиранов (коллективное прозвище группы правителей, правивших в Афинах после окончания Пелопоннесской войны, в период 404–403 годов до н.э.), поддержанный Спартой, сверг демократию, к власти пришли некоторые из учеников Сократа. Казалось бы, это должно было ему понравиться!
Напротив, его бывшие ученики проводили кровожадную политику, тем самым запятнав его репутацию. И это, не считая неудач знаменитого оратора и полководца Алкивиада, который однажды даже заявил, что демократия – это безумие!
Любящий изрядно выпить, но умеющий не выглядеть пьяным, героический и избегающий похвал, оказывающий влияние на политику, но не принимая в ней непосредственного участия, преподающий философию, отказываясь при этом от оплаты… – у этого отца философии было достаточно черт, чтобы раздражать многих.
Возможно, именно его склонность к противоречиям сделала Сократа одним из изобретателей диалектики, этого метода рассуждения, основанного на дискурсе.
Именно это и заставляет испытывать по отношению к нему двойственность: Сократ настолько же поражает, насколько и раздражает.
Суд над Сократом или над демократией?
Когда демократия, изгнавшая Тридцать тиранов, вернулась на сцену, философ стал настоящей мишенью для многочисленных врагов. Его обвинили в том, что, как писал Диоген Лаэртский, он «не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество, а наказание за это – смерть». Был ли он простым козлом отпущения или настоящим преступником?
Хотя об этом трудно сейчас судить, но известно, что, когда в 399 г. до н.э. начался над ним суд, Сократ продолжал придерживаться той же провокационной позиции, отказываясь от защиты. Он даже дошел до того, что посмеялся над присяжными, попросив, чтобы его кормили в Пританее, том самом месте, где награждались самые доблестные жители города!
Афинская демократия не выдержала и в конце концов решила: приговорить его к смертной казни. Это решение почти не обеспокоило его, поскольку, попивая настой из ядовитой цикуты, он продолжал бесстрастно беседовать со своими плачущими учениками.
Можно задаться вопросом: это демократия обвиняла Сократа или Сократ обвинял демократию в несправедливости, требуя ее осуждения? Был ли он самозванцем или истинным философом? Кто ж его знает…
07.08.2025
Александр ПАРХОМЕНКО

Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
ТРУДОВОЙ ПЕРЕКОС
Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
СУД, У НАС ОТМЕНА!
АНТИДЕМОГРАФИЧСКИЕ СНТ
ПРАВО ЖИЗНИ ПОСЛЕ СМЕРТИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
Когда надо вносить и изменять данные в ЕРВУ?
27 НОЯБРЯ 1095 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ПАПА РИМСКИЙ УРБАН II ПРИЗВАЛ К ПЕРВОМУ КРЕСТОВОМУ ПОХОДУ
Гасану Борисовичу Мирзоеву – 75 лет. С юбилеем, мэтр! 
Комментарии