ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА ФРАНСУА ПИКО, КОТОРЫЙ СТАЛ ПРООБРАЗОМ ГРАФА МОНТЕ-КРИСТО
Шедевр Александра Дюма во многом был вдохновлен трагедией Франсуа-Пьера Пико, ставшего жертвой махинаций. Но кем был этот человек?
Любой роман, как правило, пишется на основе имевшего место события… Так обстоит дело и с «Графом Монте-Кристо», который рассказывает о падении, а затем о мести Эдмона Дантеса во Франции XIX века, где Бурбоны вернулись к власти.
… Когда в 1840-х годах Александр Дюма готовит свой роман к изданию, его во многом вдохновляет драма, которую пережил Франсуа-Пьер Пико из города Нима, также, как и вымышленный Эдмон Дантес, ставший жертвой настоящего предательства.
С этой полной драматизма и ярости историей Александр Дюма сталкивается в труде архивариуса парижской полиции Жака Пеше, который собрал ряд расследований, рассказов о головорезах и новостных заметок в своих мемуарах, опубликованных в 1838 году в газете «Век».
Посланная провидением встреча
История Франсуа Пико начинается так же, как история Эдмона Дантеса: молодой человек из Нима, отправившийся попытать счастья в Париж, сумел найти себе место благодаря своему труду и своим амбициям. Он готовится жениться на богатой девушке из дворянской семьи, но за несколько дней до свадьбы все меняется. Владелец кафе некто Лупиан, которому он рассказал о предполагаемой свадьбе, по каким-то своим причинам решает ее расстроить. К реализации этого коварного плана он привлекает своих друзей – Аллю, Солари и Шобара.
Трактирщик пишет в полиции на Пико донос, что тот является платным английским агентом. Результат: тюрьма, семь лет заключения в страшной крепости Фенестрелле, расположенной на итало-французской границе, где Пико знакомится с другим заключенным, священнослужителем, выходцем из богатой итальянской семьи, бросившим его на произвол судьбы. Этому аббату нравится молодой человек, и он оставляет ему свое большое состояние. Вам это ничего не напоминает?
Герой – серийный убийца
После падения Империи Пико получает оставленную ему аббатом кубышку и намеревается отомстить. Под вымышленным именем он в Париже находит сапожника Аллю и предлагает ему алмаз в обмен на имена сообщников, которые и упекли его в тюрьму. Аллю идет на сделку, но почти не получает выгоды от денег, полученных после продажи алмаза, потому что его отправляют на каторгу, когда выясняется, что ювелир, купивший его бриллиант, был хладнокровно убит…
Оказавшись в Париже, Пико устраивается официантом в кафе, принадлежащее Лупиану, который тем временем женится на его бывшей невесте. Пико умудряется убить двух других доносчиков – Солари и Шобара. Остается разобраться с пресловутым Лупианом, первопричиной всех его несчастий… Бывший каторжник Пико, прикинувшись блестящим женихом, соблазняет дочь Лупиана от первого брака. Затем он берется за кафе, устраивая пожар. Хозяин разорен, а его жена умирает от горя.
Чтобы окончательно разобраться с Лупианом, Пико однажды заманивает его в сад Тюильри, где и наносит ему удар кинжалом, раскрывая при этом свое настоящее имя. Но случается неожиданное. Там же в Тюильри, на месте преступления, его ловит Аллю, освободившийся с каторги. Он похищает Пико, заточает его в подвале своего дома, чтобы заставить раскрыть, где тот прячет свои богатства… Пико молчит и умирает после жестоких избиений. Аллю же бежит в Англию, где и умирает в 1828 году, перед смертью, видимо, чувствуя угрызения совести, рассказав все на исповеди католическому священнику, взяв с него клятву, что тот расскажет все в префектуре полиции.
Священник исполняет предсмертную волю Аллю. Именно об этом случае, взятом из архивов парижской полиции, и рассказывает в своих мемуарах Пеше.
Между правдой и романтикой
Некоторым эта история покажется слишком невероятной, чтобы быть правдой… Была ли она точно записана или автор или издатель позволили себе некоторую вольность, чтобы увлечь читателя? Одно можно сказать наверняка: даже слегка романтизированные, некоторые факты вполне реальны, и понятно, почему Александра Дюма захватила эта история мести, в которой смешались деньги, любовь и политика.
Более того, Дюма этого и не скрывает, поскольку одновременно с выходом в свет его «Графа Монте-Кристо» он публикует рассказ об истории Пико. Сохраняя лишь общий сюжет, Дюма дает волю своему воображению для построения своей истории, видоизменяя ряд элементов, начиная с имен главных героев, а также эпохи: бонапартист в душе, он предпочитает время и место предательства начать с момента правлении Людовика XVIII, а не при Первой Империи…
Что касается места действия, его во многом вдохновил Марсель, город, который Дюма посещал несколько раз, сначала в 1832 году, затем восемь лет спустя, чтобы оттуда отправиться в Италию, и, наконец, в 1843 году, когда он посетил несколько символических мест. Именно тогда он и заметил в бухте у Марселя остров Иф с его замком, превращенным в тюрьму. И естественно интегрирует его в свой роман, точно так же, как и марсельский порт, куда полный амбиций молодой Эдмон Дантес прибывает на борту трехмачтового корабля «Фараон» …
Когда в 1844 году «Граф Монте-Кристо» начинается публиковаться в виде романа с продолжением, печатающегося в газете из номера в номер, он имеет огромный успех, переводы следуют один за другим – на немецком, на английском, на русском… Дюма читают в Лондоне, в Нью-Йорке, в Санкт-Петербурге, повсюду… Одна за другой следуют театральные постановки, а с начала XX века наступает жизнь романа в кино. Всего «Граф Монте-Кристо» экранизировался более 40 раз. Классической кинопостановкой романа считается фильм режиссера Робера Верне, снятый в 1954 году, роль Дантеса в котором исполнил великолепный Жан Марэ.
Кроме того, существует множество анимационных адаптаций, радиопостановок и театральных версий. Роман продолжает оставаться популярным источником вдохновения для различных медиапроектов по всему миру. История мести Эдмона Дантеса по-прежнему привлекает режиссеров и не отпускает зрителей.
На фото: Жан Марэ в роли графа Монте-Кристо; предполагаемый портрет Франсуа Пико; камера в замке Иф, где якобы сидел Эдмон Дантес.
04.11.2025
Александр ПАРХОМЕНКО

Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
ТРУДОВОЙ ПЕРЕКОС
Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
СУД, У НАС ОТМЕНА!
АНТИДЕМОГРАФИЧСКИЕ СНТ
ПРАВО ЖИЗНИ ПОСЛЕ СМЕРТИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
Опрос ФПА о специализации в адвокатуре
9 НОЯБРЯ 1938 ГОДА: ДЕНЬ (ВЕРНЕЕ, НОЧЬ), КОГДА ПРОИЗОШЛА «ХРУСТАЛЬНАЯ НОЧЬ»
Гасану Борисовичу Мирзоеву – 75 лет. С юбилеем, мэтр! 
Комментарии