Руслан Ткаченко. Точка зрения.

1 комментарий В США университеты – это большая бизнес-корпорация

В России есть хороший пример устройства университета по типу кампуса – Дальневосточный федеральный университет. Своего рода, попытка страны закрепиться на дальневосточных рубежах. Идея развивать кампусы не нова, тенденция появилась в 2014 году, когда родилась идея передать часть бюджета в некоммерческий сектор, были соответствующие перечни поручений, подписанные Медведевым, в которых кампусы были обозначены. Неправительственные организации пытались эту тему развить, предлагали проекты, но не нашли особого понимания и поддержки – никому на местах это было не интересно. 
Строительство университетских кампусов – дело рискованное, цели не понятны, вложения большие, и, главное, надо пересматривать отношение ко всему университетскому строительству и собственно, к самой идее существования вузов. В США, допустим, университет – это большая бизнес-корпорация, которая основные деньги получает за счет исследований, поэтому студенты сразу подключаются к этим научным разработкам, приносят пользу. Они не пишут какую-то абстрактную курсовую или дипломную работу, а уже ориентированную на корпоративных бизнес-партнеров университета. Соответственно, в процессе обучения студент ориентируется на работу в этой корпорации, и, поработав, может преподавать в своей альма-матер. В этой парадигме прибыль от обучения – дело третье.
В России, наоборот, на первом месте стоит обучение, разработка инновационных проектов для получения прибыли просто не используется, никакие корпоративные партнеры не привлекаются, и в результате, такой кампус трудно окупить, нет понимания, зачем он нужен и на что ориентирован. И самое неприятное – у самих студентов в таком случае нет запроса на качественное образование.  

29.10.2021
Закон о госзакупках не должен распространяться на детские лагеря
4 комментария Закон о госзакупках не должен распространяться на детские лагеря

Закон о госзакупках большой, фундаментальный на все госзакупки. Вам для ЖЭКа нужно купить тонну гвоздей или отправить в лагерь сотню детей, по этому закону одно и то же. Для каких-то услуг, для закупки каких-то материалов, может быть, этот закон и хорошо работающий. Но мы говорили давно, что сам факт, что  низкая цена решает выигрыш или невыигрыш в тендере, - это было изначально плохо.

Я скажу по своему опыту, мы делали несколько лет назад лагерь свой детский, в какой-то момент у нас куча клиентов сорвалось, сказали, ой, Москва нам дала бесплатные дешевые путевки, а мы были коммерческим лагерем, в принципе дорогим, а потом они приезжали и говорили, ой, мы зря туда поехали, лучше бы мы у вас купили, тогда отдохнули бы хорошо. Там лагерь дал низкую цену, но чтобы заработать побольше денег, они в лагерь, рассчитанный на 800 человек, затащили 1600, то есть ровно в 2 раза больше. Выиграли тендер, цена маленькая, но хочется же больше заработать. Там было совершенно невозможно отдыхать, потому что естественно все занято, кругом кровати, мест для отдыха нет и т.д.

Сама идея, когда все решает дешевая цена, изначально была плохой. Тот, кто участвует в тендере и предлагает низкую цену за заведомо плохую услугу, он конечно гад и сволочь. Но тот, кто заказывает эту услугу, он уже повязан по большому счету по рукам и ногам, потому что если мне на тендер дали заявку несколько человек и один из них дешевле, то я не имею права не заказать у него. У нас даже были случаи, одни ребята театральные жаловались, что они по тендеру закупали театральные костюмы и им предложили бумажные костюмы. И говорят, ничего не знаем, самая дешевая цена, мы уже для вас заказали. Вместо того, чтобы 5-10 лет играть, они один спектакль отыграли и пришлось выкинуть.

Ходят слухи, что в этом конкретном случае на Сямозеро в тендере участвовали одни и те же лица, друг другу поставляли. Да, могут быть и такие договоренности. Но сама идея закона о том, что я не могу отказать самому дешевому предложению, потому что закон так поставлен, это проблема. Если я хочу качественно и дорого, мне скажут, ты почему тратишь бюджетные средства. То есть я как директор организации, которая покупает, фактически себя подставляю под трату бюджета нецелевую, потому что я купил дороже, чем можно было купить.

12.07.2016
Чем больше внимания ребенку, тем лучше он учится
5 комментариев Чем больше внимания ребенку, тем лучше он учится

Мы давно предлагали ввести тест на IQ среди депутатов. Потому что те депутаты, которые в сфере образования что-то предлагают, они явно не в теме. Тот же самый тест на IQ давно не котируется. Если смотреть какие-то глобальные вызовы для России, то в большей степени отмечается, что необходимо развивать и коммуникативные навыки, и творческие способности. Это необходимо в целом для развития глобальной экономики. А тест на IQ не показывает ни творческую способность, ни способность к какому-то взаимодействию. С таким же успехом можно измерять вашу температуру, ваше давление, это просто некие показатели вашего организма.

Нужно понимать, для чего существуют школы в сегодняшней структуре образования. Если цель образования обучать только одаренных, тогда объявите об этом и действуйте комплексно. Если у нас все-таки другие задачи, то надо работать в другую сторону. А что касается избирательного внимания в зависимости от одаренности ребенка, есть такой пример. Приезжала бригада психологов в одну школу, целый месяц инспектировала, а в конце тыкнула пальцем в несколько ребят и сказала, что они гении. А они все просто хорошисты, троечники. А психологи заявили, мол, ничего не знаем, наша наука показывает, что они гении. А потом эти психологи снова приехали в эту школы, и эти ребята уже стали отличниками, успешно выступали на олимпиадах. Психологи говорят: «А мы ничего не измеряли, просто тыкнули в первых попавшихся хорошистов и троечников». Это пример реального исследования. От предложения депутатов мы можем ожидать примерно такого же эффекта. В кого ткнут, на кого будут обращать внимание, кому родители будут больше уделять внимание, те и будут лучше учиться. Уделяйте больше внимания своим детям, тогда они станут гениями.

12.02.2016
Из российского движения школьников может получиться что-то хорошее
4 комментария Из российского движения школьников может получиться что-то хорошее

Что будет заложено в Российское движение школьников непонятно. Недавно я получил информацию, в прошлом году было проведен расследование, и там было сказано, что на два порядка повышается успеваемость школьника, если вкладывать не в инфраструктуру, не в обородувание школы, а в общественные организации. Это исследование было в Англии в 2014 г. Конечно, я за то, чтобы общественные организации были в школе.

Я сейчас в ВУЗе преподаю дисциплину «волонтерство». Участие общественных организаций в волонтерстве дает колоссальный эффект для самого человека, для его окружения и для государства. Как человек, живший в Советском союзе и прошедший всех этих тимуровцев, я могу сказать, что дети тогда были счастливыми, во многом благодаря пионерской организации.

В единой организации, которую пытаются создать, на данном этапе есть одна большая проблема, в ней нет идеологии, и по словам Ливанова, ее вроде как и не должно быть. Но без идеологии организация не будет организацией. Надо понимать, что туда заложено. Сейчас уже начались обсуждения в компетентных кругах, какая это должна быть идеология. Я со своей точки зрения, считаю, что туда должна попасть «семья», центром идеологии должна быть семья как ценность. Когда будут прописаны ценности, будет понятно, что будет делать эта организация. Дружба школами, совместная работа на подобие тимуровской или еще что-то. У нас одна мама во дворе из трех детей создала группу любителей школы, и они помогали школе, потому что этого хотели. Также может быть группа любителей семьи. Я вижу, как это работает, как это получается, и у меня нет боязни всероссийской школьной организации. Я знаю, что может получиться что-то хорошее.

16.11.2015
  • Руслан Ткаченко Руслан Ткаченко

    Директор АНО «Институт демографического развития и репродуктивного потенциала», член Общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте РФ, Председатель «Московского городского родительского комитета»

    Эксперт