Виктор Болотов. Точка зрения.

2 комментария Устанавливать возрастные планки для получения аттестата и поступления в вуз – бессмысленно

Прежде, чем обсуждать вопросы установления неких ограничительных барьеров, в первую очередь, возрастных, для поступления в вузы, необходимо вести речь о возрасте получения аттестата. Устанавливать в этом нижнюю планку – бессмысленно. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» написано, что поступать в высшие учебные заведения может любой гражданин, имеющий аттестат. Соответственно, нет никакой необходимости устанавливать какие-либо ограничительные планки для поступающих в вузы. Есть масса примеров, когда в 14 лет молодые люди оканчивали школьное обучение и поступали в институты и университеты и успешно там обучались.
При этом представляется важным прописать в законе, что поступать в вуз детям «нестандартной» возрастной категории необходимо не только при наличии аттестата, но по итогам собеседования и на особые образовательные программы.   

04.02.2022
комментировать Опытные российские педагоги давно уже ставят отметки за старание

Оценка качества образования делится на два вида: формирующее оценивание (оценка индивидуального прогресса с комментариями, что у ученика получается, что – нет, в результате у него появляется «зона ближайшего развития») и итоговое оценивание (оценка освоения стандарта). Если первая оценка работает на прогресс, то вторая – на выдачу документа об образовании. В разных школах практикуются разные трактовки оценивания качества знаний учащихся, и тройка в одной школе может быть пятеркой в другой, единый подход существует только в ОГЭ и ЕГЭ.
Первая категория – оценка индивидуального прогресса как раз и соответствует т.н. оценкам за старание, распространенным в американской и английской системах образования. Их объединяет ориентация на развитие, прогресс: ты сегодня сделал 15 ошибок, а вчера – 20, значит, ты стараешься. Опытные учителя давно так делают, когда вводился ЕГЭ Александр Наумович Тубельский говорил: «Да я Ваньке поставлю пятерку за то, что он сделал не 100 ошибок, а всего 20, а Петьке поставлю тройку потому, что он сделал не одну ошибку, а две». У детей в классе разные потенциалы и задача учителя сделать так, чтобы было интересно всем, подходить дифференцированно, кому-то давая полную нагрузку, кому-то более легкие задания. 

02.09.2021
1 комментарий Необходимо прописать четкий механизм разбора конфликтных ситуаций в школе

Дискуссии о статусе учителя ведутся не один год. Инициатива «Учительской газеты» направлена в первую очередь на защиту учителя от агрессии со стороны учеников. Надо понимать, что прямыми запретами ничего не исправишь. Необходимо прописывать механизмы по разбору конфликтных ситуаций. Их, к сожалению, становится все больше и больше. Они должны разрешаться в рамках школьного самоуправления в специально созданных  комиссиях по этическому и административному разбору конфликтов, в которые бы входили и учителя, и родители, и старшие школьники. Причем, необходимо рассматривать мотивы и давать оценку всех участников. Ведь в ссоре виноваты две стороны и не только: родители тоже зачастую выступают зачинщиками конфликтных ситуаций.

Увы, сейчас часто бывает, что директора по многим причинам бояться защищать учителя. В Белоруссии в конфликт учителя и ученика вступился даже президент. Он защитил учителя от несправедливых нападок. Но не в каждой стране и не в каждом случае конфликт будет разрешать первое лицо государства. Поэтому необходимо жестко прописать механизм рассмотрения конфликтов. 

07.02.2020
  • Виктор Болотов Виктор Болотов

    Научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ. Экс-руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), экс-заместитель министра образования РФ

    Эксперт