Тяга к острым ощущениям подростков – естественный процесс. Какую форму он примет зависит от взрослых.

С психологической точки зрения тяга к экстремальным увлечениям  и острым ощущениям – это естественный ход индивидуального развития каждого ребенка, так называемый период подросткового кризиса. Вопрос – какую форму принимает этот кризис, и какого рода ощущения будут найдены?

Подросток хочет прощупать границы собственных возможностей, обрести собственную взрослость. Возникает ситуация когда в его среде он не находит доступных социально одобряемых способов. И тогда самовыражение принимает неформальные виды.  Никто в своём развитии не проходит мимо подросткового нигилизма, желания противостоять правилам. За этим скрывается, в первую очередь, потребность в признании, привлечении внимания к себе. Часто это еще и проблемы с самооценкой, когда по-другому подростки не умеют привлечь к себе внимание и учатся делать это на таком негативном опыте.

То есть, с одной стороны проблема подросткового экстрима – это естественный процесс прохождения индивидуального развития, с другой – важно, окажутся ли рядом «правильные» взрослые, которые окажут положительное влияние и помогут канализировать негативные проявления периода взросления. Есть дети, которым необходимы подобного рода виды активности, почему бы их не привести в секции экстремальных видов спорта? Да, это тоже экстрим, но максимально для них безопасный, с четкими правилами и нормами. Когда есть возможность получить адреналин и при этом сохранить жизнь себе, не испортить её другим и не огорчить родителей.

Родителям той части подростков, которые нуждаются в такой адреналинововой активности необходимо, наверное, вовремя и внимательно присмотреться и сделать соответствующие выводы. Разумеется, не надо каждого ребенка заставлять идти с  парашютом прыгать, но если в поведении заметны моменты внимания к экстремальным видам увлечений, то лучше возглавить этот процесс родителям или значимым для подростков людям, и таким образом этому противостоять.

Следующий важный момент – состояние общей психологической культуры общества, школы и родителей. Необходимо дальше развивать психологическую грамотность в школе, психологическую компетентность учителя и близких ребенку людей – родителей, бабушек, дедушек.
И, наверное, самый главный момент, который связан с интернетом, социальными сетями, со средствами массовой информации. Мы же понимаем, что это одновременно инструмент приобретения славы, авторитета, поэтому тут необходима социальная ответственность и блогеров и владельцев соцсетей, и  авторов сайтов и страниц, и СМИ.   Чем чаще обсуждаются и показываются такие примеры поведения, тем чаще они будут перениматься подростками. Это, скорее, не вопрос цензуры, а социальной ответственности. Каждый человек для себя должен сделать выбор: или я поставлю лайк, или сохраню кому-то жизнь.

В любом обществе есть примерно 5% людей, готовых рисковать своей жизнью вне зависимости от экономического и любого другого состояния общества. Другой вопрос, как энергию этих людей использовать, так сказать, «в мирных целях». И это задача не только родителей, но и социальных институтов. 

14.09.2018

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • В Советском Союзе была создана система допризывной подготовки, люди старшего поколения от 45 лет и выше помнят, что практически в каждой школе был тир, подростки ходили по весне в туристические походы, им преподавали автодело. Были развиты такие экстремальные виды спорта, как велоспорт, туризм, и самое главное, все это оплачивалось государством, для школьников занятия в кружках были бесплатными.

    Сейчас, к сожалению, те же самые прыжки с парашютом в ДОСААФ, которые раньше финансировались данным обществом, стоят недёшево и большая часть подростков, которая пытается себя саморелизовать, достичь результатов, не имеет средств, чтобы пойти в кружки, парашютного спорта, заниматься автогонками, то есть пойти туда, где можно реализовать свою энергию. Сейчас Министерство обороны возродило Юнармию, и в её рамках программу, напоминающую советскую допризывную подготовку. Но почему этим не занимается министерство образования? Армейская программа охватывает только часть молодежи, а для того, чтобы охват был практически 100%, этим должны заниматься в школах, в учреждениях среднего профессионального образования, под эгидой министерства образования.

    На тему возвращения такой дисциплины, как НВП дискуссии длятся уже лет 10-ть, если не больше. И почему-то министерство образования выступает против её введения в школьную программу, ссылаясь на то, что сейчас в школах нет ставок преподавателей НВП. Хотя мы предлагали выделить их из половины часов дисциплины ОБЖ. Все равно зачастую этот предмет преподают девочки, окончившие институт, которые сами в нём ничего не понимают, но им его дали в качестве дополнительной нагрузки для повышения оплаты. Необходимость и важность возвращения в школу НВП поднимала неоднократно и наша организация, вопрос обсуждался в Госдуме, но он так и остается пока лишь предметом дискуссий. 


    Дальше...
    Написал Головатюк Андрей (Андрей Головатюк) 14.09.2018 20:04
  • Паркур изначально – это искусство преодоления препятствий. То, каким он должен быть мы видим на тренировках армейского спецназа, в основе которых навыки эффективно, быстро и малыми усилиями преодолевать препятствия. Но на улице среди подростков он мутировал в некую другую форму, когда эффективность заменяется на эффектность. То есть в изначальном паркуре самоцель не привлечение внимания и демонстрация «крутизны», а совсем другие вещи. В этом главное отличие уличного подросткового паркура от той спортивной дисциплины, которая была создана во Франции для тренировки сотрудников пожарной охраны, и включена теперь в военную подготовку во многих странах.

    Если подходить к этой дисциплине с точки зрения приобретения соответствующих навыков ловкости, силы и скорости преодоления препятствий, то необходимо её осваивать планомерно, постепенно, подготавливая своё тело, мышцы, суставы, физически развиваясь, увеличивая нагрузку. А произвести быстрое впечатление, лишь попробовав в зале сальто, это уже к настоящему паркуру отношения не имеет. В таком случае, конечно, делая неподготовленный трюк в неприемлемом месте, легко получить травмы, которые о себе будут напоминать всю жизнь.

    Не вижу ничего хорошего в распространении роликов с такими «подвигами». Они всего лишь желание получить публику, произвести впечатление, причем, обманчивое. Ведь большая часть аудитории – боты, несуществующие аккаунты, либо те, которых подросток и знать не знает, возможно, моложе его в два раза. Это нездоровые тенденции. Популяризироваться должно только, то, что даст подростку не «минуту славы», за которую придется расплачиваться, а развитие. Поэтому считаю подход Министерства юстиции адекватным, запрещать пропаганду экстрима среди подростков даже под угрозой уголовной ответственности – правильно. Однако есть некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание. В частности, на мой взгляд, необходимо четко разделить, где пропаганда здорового образа жизни, тренировок под руководством опытных тренеров, пусть даже экстремальных видов спорта, а где пропаганда бахвальства, неадекватного опасного для общества и подростков поведения.


    Дальше...
    Написал Краснянский Олег (Олег Краснянский) 14.09.2018 19:56
  • Юрий Зинченко Юрий Зинченко

    декан факультета психологии МГУ

    заведующий кафедрой методологии психологии, доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, главный учёный секретарь Президиума РАО, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, почётный работник высшего профессионального образования РФ, золотая медаль Российской академии образования, почётный профессор Университета им. Фернандо Пессоа (г. Порто, Португалия)

    Эксперт