За популяризацию экстремальных увлечений подростков лучше ограничиться административным наказанием

Законопроект о введении уголовной ответственности за популяризацию опасных увлечений среди подростков еще не поступил на рассмотрение Государственной Думы, но уже сейчас могу сказать, что не стоит сразу вводить уголовную ответственность.  Достаточно на первое время обходиться административным наказанием. Напомню, в прошлом году законодательно была повышена мера наказания за хулиганство, грубое нарушение общественного порядка на железнодорожном, внутреннем водном и воздушном транспорте. Санкции установлены вполне серьезные: от большого штрафа до лишения свободы сроком до 5 лет.

К тому же в части распространения информации, на мой взгляд, проходит тонкая грань, между тем, когда подросток выкладывает информацию в соцсетях похвалиться тем, как он крут, и действительно пропагандой экстремальных увлечений – целенаправленным действием, имеющим мотив.
По данным статистики, эпидемии нарушений, о которой говорят в качестве обоснования необходимости принятия данной инициативы, нет. Например, по Москве в 2015 году несчастных случаев, связанных с экстремальными увлечениями подростков было порядка 46-ти, в 2016 еще меньше – 37, в 2017 – всего 45 случаев. То есть, роста опасных происшествий мы не видим, нет повода говорить о повальном увлечении паркуром, зацеперством и так далее.

Есть смысл подходить к решению этого вопроса комплексно: организовывать досуг подростков, увлекать их занятием спортом, другими полезными видами увлечений, чтобы рисковать собой им было некогда. Кроме того, мы взяли курс на гуманизацию законодательства. У нас и так Уголовный кодекс относительно жесткий, в нем по многим статьям предусмотрены большие санкции и серьезные наказания. Если мы для подростков  будем предусматривать уголовное наказание, мы изначально будем калечить их судьбу.  Когда молодой человек по ошибке и по незнанию выложит в соцсетях информацию с экстримом, получит за это уголовное наказание, которое на нем будет всю жизнь висеть и испортит ему судьбу, это не совсем правильный подход.

Наказание за популяризацию экстремальных увлечений необходимо предусмотреть, но оно должно быть взвешенным и аккуратным. 

14.09.2018

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • В Советском Союзе была создана система допризывной подготовки, люди старшего поколения от 45 лет и выше помнят, что практически в каждой школе был тир, подростки ходили по весне в туристические походы, им преподавали автодело. Были развиты такие экстремальные виды спорта, как велоспорт, туризм, и самое главное, все это оплачивалось государством, для школьников занятия в кружках были бесплатными.

    Сейчас, к сожалению, те же самые прыжки с парашютом в ДОСААФ, которые раньше финансировались данным обществом, стоят недёшево и большая часть подростков, которая пытается себя саморелизовать, достичь результатов, не имеет средств, чтобы пойти в кружки, парашютного спорта, заниматься автогонками, то есть пойти туда, где можно реализовать свою энергию. Сейчас Министерство обороны возродило Юнармию, и в её рамках программу, напоминающую советскую допризывную подготовку. Но почему этим не занимается министерство образования? Армейская программа охватывает только часть молодежи, а для того, чтобы охват был практически 100%, этим должны заниматься в школах, в учреждениях среднего профессионального образования, под эгидой министерства образования.

    На тему возвращения такой дисциплины, как НВП дискуссии длятся уже лет 10-ть, если не больше. И почему-то министерство образования выступает против её введения в школьную программу, ссылаясь на то, что сейчас в школах нет ставок преподавателей НВП. Хотя мы предлагали выделить их из половины часов дисциплины ОБЖ. Все равно зачастую этот предмет преподают девочки, окончившие институт, которые сами в нём ничего не понимают, но им его дали в качестве дополнительной нагрузки для повышения оплаты. Необходимость и важность возвращения в школу НВП поднимала неоднократно и наша организация, вопрос обсуждался в Госдуме, но он так и остается пока лишь предметом дискуссий. 


    Дальше...
    Написал Головатюк Андрей (Андрей Головатюк) 14.09.2018 20:04
  • Паркур изначально – это искусство преодоления препятствий. То, каким он должен быть мы видим на тренировках армейского спецназа, в основе которых навыки эффективно, быстро и малыми усилиями преодолевать препятствия. Но на улице среди подростков он мутировал в некую другую форму, когда эффективность заменяется на эффектность. То есть в изначальном паркуре самоцель не привлечение внимания и демонстрация «крутизны», а совсем другие вещи. В этом главное отличие уличного подросткового паркура от той спортивной дисциплины, которая была создана во Франции для тренировки сотрудников пожарной охраны, и включена теперь в военную подготовку во многих странах.

    Если подходить к этой дисциплине с точки зрения приобретения соответствующих навыков ловкости, силы и скорости преодоления препятствий, то необходимо её осваивать планомерно, постепенно, подготавливая своё тело, мышцы, суставы, физически развиваясь, увеличивая нагрузку. А произвести быстрое впечатление, лишь попробовав в зале сальто, это уже к настоящему паркуру отношения не имеет. В таком случае, конечно, делая неподготовленный трюк в неприемлемом месте, легко получить травмы, которые о себе будут напоминать всю жизнь.

    Не вижу ничего хорошего в распространении роликов с такими «подвигами». Они всего лишь желание получить публику, произвести впечатление, причем, обманчивое. Ведь большая часть аудитории – боты, несуществующие аккаунты, либо те, которых подросток и знать не знает, возможно, моложе его в два раза. Это нездоровые тенденции. Популяризироваться должно только, то, что даст подростку не «минуту славы», за которую придется расплачиваться, а развитие. Поэтому считаю подход Министерства юстиции адекватным, запрещать пропаганду экстрима среди подростков даже под угрозой уголовной ответственности – правильно. Однако есть некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание. В частности, на мой взгляд, необходимо четко разделить, где пропаганда здорового образа жизни, тренировок под руководством опытных тренеров, пусть даже экстремальных видов спорта, а где пропаганда бахвальства, неадекватного опасного для общества и подростков поведения.


    Дальше...
    Написал Краснянский Олег (Олег Краснянский) 14.09.2018 19:56
  • С психологической точки зрения тяга к экстремальным увлечениям  и острым ощущениям – это естественный ход индивидуального развития каждого ребенка, так называемый период подросткового кризиса. Вопрос – какую форму принимает этот кризис, и какого рода ощущения будут найдены?

    Подросток хочет прощупать границы собственных возможностей, обрести собственную взрослость. Возникает ситуация когда в его среде он не находит доступных социально одобряемых способов. И тогда самовыражение принимает неформальные виды.  Никто в своём развитии не проходит мимо подросткового нигилизма, желания противостоять правилам. За этим скрывается, в первую очередь, потребность в признании, привлечении внимания к себе. Часто это еще и проблемы с самооценкой, когда по-другому подростки не умеют привлечь к себе внимание и учатся делать это на таком негативном опыте.

    То есть, с одной стороны проблема подросткового экстрима – это естественный процесс прохождения индивидуального развития, с другой – важно, окажутся ли рядом «правильные» взрослые, которые окажут положительное влияние и помогут канализировать негативные проявления периода взросления. Есть дети, которым необходимы подобного рода виды активности, почему бы их не привести в секции экстремальных видов спорта? Да, это тоже экстрим, но максимально для них безопасный, с четкими правилами и нормами. Когда есть возможность получить адреналин и при этом сохранить жизнь себе, не испортить её другим и не огорчить родителей.

    Родителям той части подростков, которые нуждаются в такой адреналинововой активности необходимо, наверное, вовремя и внимательно присмотреться и сделать соответствующие выводы. Разумеется, не надо каждого ребенка заставлять идти с  парашютом прыгать, но если в поведении заметны моменты внимания к экстремальным видам увлечений, то лучше возглавить этот процесс родителям или значимым для подростков людям, и таким образом этому противостоять.

    Следующий важный момент – состояние общей психологической культуры общества, школы и родителей. Необходимо дальше развивать психологическую грамотность в школе, психологическую компетентность учителя и близких ребенку людей – родителей, бабушек, дедушек.
    И, наверное, самый главный момент, который связан с интернетом, социальными сетями, со средствами массовой информации. Мы же понимаем, что это одновременно инструмент приобретения славы, авторитета, поэтому тут необходима социальная ответственность и блогеров и владельцев соцсетей, и  авторов сайтов и страниц, и СМИ.   Чем чаще обсуждаются и показываются такие примеры поведения, тем чаще они будут перениматься подростками. Это, скорее, не вопрос цензуры, а социальной ответственности. Каждый человек для себя должен сделать выбор: или я поставлю лайк, или сохраню кому-то жизнь.

    В любом обществе есть примерно 5% людей, готовых рисковать своей жизнью вне зависимости от экономического и любого другого состояния общества. Другой вопрос, как энергию этих людей использовать, так сказать, «в мирных целях». И это задача не только родителей, но и социальных институтов. 


    Дальше...
    Написал Зинченко Юрий (Юрий Зинченко) 14.09.2018 12:35
  • Рафаэль Марданшин Рафаэль Марданшин

    депутат Госдумы ФС РФ («Единая Россия»), член комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству

    Эксперт