Александр Куренной: Снять накал трудовых споров поможет знание основ регулирования трудовых отношений и умение договариваться

Александр Куренной: Снять накал трудовых споров поможет знание основ регулирования трудовых отношений и умение договариваться

Своим видением правоприменения в сфере трудовых отношений доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой трудового права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, заслуженный юрист Российской Федерации, главный редактор журнала «Трудовое право в России и за рубежом» Александр Куренной поделился в комментарии главному редактору ЭСМИ «ЗАКОНИЯ», заместителю президента Гильдии российских адвокатов Рубену Маркарьяну по обсуждаемой экспертами портала теме «Трудовой перекос»

- Александр Михайлович, на Ваш взгляд, действительно ли трудовое право трактует работника как слабую сторону трудовых отношений и существует ли из-за этого «трудовой экстремизм» со стороны работников?  
- Работники – слабая экономическая сторона в трудовых правоотношениях, и в том числе поэтому суды встают на их защиту. По этой же причине в отличие от гражданского права, основанного на равноправии сторон, трудовое построено так, что любые сомнения трактуются в пользу работника. Тем более что в последнее время большое внимание уделяется социальным вопросам, защите трудовых прав работников.
Такой подход ожидаемо породил «трудовой экстремизм», однако назвать масштабным это явление нельзя, им увлекаются только «бойцы» – люди особого склада характера. Причем, не всегда ими движет неискоренимая тяга к «справедливости», порой речь идет о банальном стремлении нажиться на судебных тяжбах. В качестве примера расскажу реальный случай из практики, когда опытному машинисту, зарегистрированному в одном из областных центров России, отказали в приеме на работу в Московский метрополитен на основании отсутствия столичной прописки. Случайно услышавший его историю студент юридического факультета подсказал ему пойти в суд и потребовать компенсации. Поход удался, и несостоявшийся машинист московского метро сделал «судопроизводство» своей профессией: он находил объявления с пометкой о незаконных ограничениях, приходил якобы устраиваться туда на работу, получал письменный отказ работодателей и подавал иски. Естественно, выигрывал, взыскивая с проигравших ответчиков компенсацию времени «прогула», образовавшегося вследствие отказа в приеме на работу.

- То есть, работодатели, даже понимая, что нарушают законодательство, давали письменные подтверждения? 
- Именно. Хотя в данном случае многие из них даже не осознавали реально, что они нарушают законодательство. Надо сказать, что работодатели сами порой не «подстилают соломку», бывают небрежны при оформлении трудовых отношений, за что и расплачиваются проигрышами в судах и выплатами немалых компенсаций. Хотя даже человек, не склонный к конфликтам, тоже может пойти отстаивать свои права в суд, если решит, что с ним поступили незаконно и несправедливо. И сделает правильно, так как, увы, подобные явления – нарушение прав работника – до сих пор не редкость. Трудовое право – это и есть жизнь, ее важнейший показатель: до 80% всех работоспособных граждан – люди наемного труда, хотя сейчас эта сфера сужается за счет иных форм осуществления трудовой деятельности, в частности, самозанятости. Эта цифра демонстрирует важность правильного ведения трудовых отношений обеими сторонами, уважительного отношения их друг к другу, умению договариваться и вести трудные переговоры.    

- Ваш прогноз: изменится ли трудовое законодательство в части защиты той или иной стороны трудовых отношений?
-  Думаю, нет, законодательство в этой сфере сформировано, а работник как был, так и останется слабой стороной трудовых отношений, а, значит, нуждающейся в дополнительных гарантиях. Надеюсь, судейское сообщество все больше будет обращать внимание на то, что трудовое законодательство при этом призвано защищать интересы обеих сторон. А чтобы реже доводить трудовой спор до судебных разбирательств и проигрывать в них, рекомендовал бы и работодателям и работникам читать Трудовой кодекс не с 56-й статьи, где про трудовой договор, а со второй главы, где уже первая статья говорит и целях и задачах трудового законодательства, а вторая – о базовых принципах регулирования трудовых отношений. Судебные составы по трудовым спорам эту часть как раз отлично знают. Но как им поступать, если при оформлении трудовых отношений были допущены ошибки? Предотвратить негативное развитие трудовых споров может только профилактика – правильное ведение трудовой документации и умение грамотно договариваться, в частности, с помощью комиссий по трудовым спорам – те предприятия, где такие есть, реже попадают под иски недовольных работников. И работодатель и работник должны понимать, что любое их действие может быть оспорено в суде и действовать с оглядкой на такую возможность. С одной стороны – неприятно об этом все время думать, с другой – хорошо дисциплинирует и надежно снижает риски. 

- Александр Михайлович, благодарю Вас за комментарий, надеюсь на дальнейшее информационное сотрудничество с Вами!       

12.08.2025

ЭСМИ «ЗАКОНИЯ»

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии на форуме

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ТРУДОВОЙ ПЕРЕКОС
Перекос в трудовых спорах в сторону защиты «слабой» стороны – работника вот уже почти 15 лет является одним из общих мест правосудия. Причем, зафиксированным непосредственно в нормах закона. Например,...

Популярное
Новое