Воздух по цене долга

Можно ли продать воздух за 55 миллионов рублей? Оказывается, можно. Рассказываем схему: вот банк, который имеет долг одного очень крупного предприятия-банкрота с хорошими активами в виде техники и производственных мощностей. Вот частное лицо, которому банк уступает право требования к банкроту. Вот предприятие, которому указанное лицо переуступает это право требования. Сумма сделки – 226 миллионов рублей. Предприятие выплачивает частному лицу частями деньги, и когда счёт уже достиг 55 миллионов рублей, вдруг узнаёт, что банк вместе с частным лицом уступил право требования к очень крупному банкроту совсем другому предприятию. Получается, за 55 миллионов жертве этой афёры продали воздух. И это вполне реальная история. 

ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» в июне при обсуждении финансовых мошенничеств на портале и с экспертами в эфире программы «Де юре» на Радио Москвы воздало «должное» ловкости аферистов. Но когда после программы к нам обратилось руководство ООО «СМУ-Прогресс» с письмом о возможном совершении против предприятия мошеннических действий в рамках уступки права требования к АО «СУ-155», мы признали, что афёры с торговлей ипотечными кредитами блекнут перед этой запутанной историей.

Истоки

Когда-то группа компаний «СУ-155» гремела на всю Россию и считалась одной из крупнейших в Европе, в её состав входили более 80 промышленных предприятий и строительных организаций. Проблемы у предприятия начались в ноябре 2014 года. Тогда власти Подмосковья заявили, что группа должна бюджету области около 1 млрд рублей за аренду участков. За этим последовали иски кредиторов, а в марте 2015 года - дефолт по облигациям на 2,3 млрд рублей. Как сообщил портал Федресурс со ссылкой на Интерфакс, по итогам 2014 года долг компании оценивался более чем в 25 млрд рублей. Компания приостановила строительство нескольких крупных жилых комплексов на территории Москвы, Московской области и других регионов.

К «СУ-155» были поданы десятки исков о банкротстве, в частности, от Сбербанка, Росбанка и банка «Российский капитал». В апреле 2018 года суд признал АО «СУ-155» банкротом. А уже в марте 2019 года решением суда бывший владелец предприятия Михаил Балакин также был признан несостоятельным (банкротом) по заявлению ООО «АлмазИнвест». Той самой компании, которой в итоге странной цепочки цессий и достались те самые требования к «СУ-155».

Игра в напёрстки

А теперь возвращаемся на пару лет назад и следим за руками. В последний день марта 2017 года ПАО «Росбанк» заключает Договор цессии (уступки требования) с физическим лицом Виктором Полинковским. Предмет – права требования к «СУ-155» по двум кредитным договорам от 2008 года. Размер задолженности – более 2 млрд рублей. Цена уступки – 225 млн. рублей. Господин Полинковский предложил ООО «СМУ-Прогресс» выкупить у него это право требования, рассказав, что у должника есть крупные активы, за счет которых можно погасить задолженность по кредитным договорам. Предприятие согласилось и стороны сошлись на цене уступки 226 миллионов рублей. С июня по сентябрь предприятие выплачивает 55 млн. рублей четырьмя траншами. Но потом прекращает выплаты, узнав из инсайдерских источников, что право требования к нему не перейдет.

Выяснилось, что «Росбанк» и Полинковский 6 апреля 2018 года заключённым соглашением передали это право требования к АО «СУ-155» другому лицу: ООО «АлмазИнвест». Как утверждают источники, Полинковский не доплатил банку по заключенному ранее договору, и нашёл второго покупателя на право требования. Кто в итоге получил деньги «СМУ-Прогресс» до сих пор большой вопрос.
В общем, вышло как в известной поговорке: когда они встретились, у одного был опыт, у другого –  деньги. Теперь у одного деньги, а у другого – опыт. С этим опытом «СМУ-Прогресс» пошло в суд. Сначала в Тверской районный суд Москвы, но там дело потеряли, а потом в Симоновский, который в удовлетворении иска к Полинковскому о возврате 55 миллионов за проданный «воздух» отказал. Что называется, купили – пользуйтесь.

Ни за что

Во всей этой многоходовке со многими известными вполне понятны мотивы ООО «СМУ-Прогресс» и ООО «АлмазИнвест»: им предложили выгодную сделку, они согласились. А дальше ясность теряется.

О чём думал ПАО «Росбанк», совершая переуступку требования физическому лицу на такую крупную сумму? Разве это распространенная практика? Знал ли банк о соглашении между Полинковским и ООО «СМУ-Прогресс»? Исполнило ли ООО «АлмазИнвест» обязательства по оплате стоимости уступки права требования и в каком объеме? Письмо с этим и другими вопросами по сделке с «АлмазИнвест» редакция направила в «Росбанк», но ответа пока не получила.

Весьма интересной является и позиция Симоновского районного суда, отказавшего в удовлетворении иска ООО «СМУ-Прогресс» к Полинковскому на том основании, что предприятие в одностороннем порядке прекратило выплаты Полинковскому. По логике суда получается, что «СМУ-Прогресс» должно было честно продолжать платить? Ни за что? Ну и уж совсем тёмной лошадкой в этой истории является главное действующее лицо – господин Полинковский.

Кстати, мировая история знавала примеры афёр с продажей непродаваемого, например, Виктор Люстиг дважды по одной и той же схеме продал Эйфелеву башню. Но и история нашего журналистского расследования, лёгкость и размах, с которым «СМУ-Прогресс» было лишено 55 млн рублей, а потом в суде еще названо виновным за это, тоже впечатляет. Предприятие намерено обжаловать решение суда в последующих инстанциях. ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» с интересом и особым вниманием будет следить за развитием истории о воздухе по цене нескольких десятков миллионов. Если предприятие, к сожалению, не добьется возврата денег, эта схема будет даже покруче выкрутасов с Эйфелевой Башней. Там хотя бы было железо, а тут – ничего.   

 

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Обсуждение

  • Можно ли продать воздух за 55 миллионов рублей? Оказывается, можно. Рассказываем схему: вот банк, который имеет долг одного очень крупного предприятия-банкрота. Вот частное лицо, которому банк уступает право требования к банкроту. Вот предприятие, которому указанное лицо переуступает это право требования за 226 миллионов рублей. Предприятие выплачивает частному лицу частями деньги, и когда счёт уже достиг 55 миллионов рублей, узнаёт, что банк вместе с частным лицом уступил право требования к очень крупному банкроту совсем другому предприятию. Получается, за 55 миллионов жертве этой афёры продали воздух. И это вполне реальная история в духе напёрсточников 90-х. Читаем и, что называется, следим за руками…
    Написал П. В. (аdmin) 10.09.2019 10:08