Виктор Панин

  • Панин Виктор К введению единой школьной формы не готовы ни родители, ни легкая промышленность

    Существует мнение, что форма определяет содержание, но, думается, что в нынешней непростой ситуации, связанными с внешнеполитическими и экономическими моментами, в первую очередь стоит заботиться о качестве образования, которое пока, к сожалению, оставляет желать лучшего. Сигналов об улучшении качественных показателей образования пока нет.
    На этом фоне очередная волна обсуждения необходимости введения единой школьной формы вызвала в обществе традиционно неоднозначную реакцию. В первую очередь из-за финансовых вопросов, так как непонятно, «за чей счет банкет», кто будет платить за покупку новой школьной формы. Пока все говорит о том, что эта обязанность ляжет на плечи, а, точнее, кошелек родителей. А также о том, что школьная форма даже при массовом производстве будет существенно дешевле, в рамках социальной нормы. Во всяком случае, сейчас в тех школах, где введена школьная форма, родители это на себе ощущают в полной мере, так как компании, которые по заказу ее шьют, задирают цены...

    3 комментария
    25.11.2022 07:35:28
  • Панин Виктор Процессы в политике, экономике и учебной сфере неразрывно связаны

    В отношении проблемных либо «особенных» детей и их возможного давления на общую атмосферу в школе, в последнее время достаточно напряженную в связи с общественными глобальными событиями, нельзя рекомендовать однозначное решение. В разных ситуациях нужны разные выходы. Поэтому и существует понятие дифференцируемого подхода, тут должно быть четко сформированное мнение образовательной организации. У школ существует достаточно широкий спектр возможностей для решения таких проблем. Соответственно, вопрос инклюзии или коррекции при наличии понимания проблемы, согласованной позиции школы и родителей, достаточно просто решается. Это точечные вопросы и они точно также – точечно – закрываются.
    Другое дело, что общая ситуация с психологическим климатом в школах, как и в семьях, сейчас постоянно ухудшается на фоне происходящих процессов: санкционного давления, потери работы или снижения доходов у родителей и так далее. Поэтому даже в благополучных классах, где все дети достаточно ровны в психологическом...

    1 комментарий
    21.10.2022 07:20:12
  • Панин Виктор Спрос на высшее образование по-прежнему велик, получить его становится все сложнее

    По данным Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования спрос на высшее образование не падает. Стремление дать его детям превалирует в российских семьях, другое дело, что получить его не всегда становится возможным в последнее время. Количество бюджетных мест ограничено, высок порог поступления – на иные факультеты в топовые вузы даже стобальники не могут поступить. Для этого необходимо иметь дополнительные плюсы в виде успехов на олимпиадах, спортивные достижения – т.е. по факту необходимо портфолио. Не все это могут. Кстати, неслучайно в топах устремлений выпускников именно государственные вузы, а не частные. Как показала практика, даже самые престижные и модные частные учебные заведения дают весьма среднее качество знаний.
    Поэтому все чаще выпускники выбирают для себя траекторию среднего профессионального образования во многих случаях с последующей перспективой получения высшего образования. С точки зрения жизненных перспектив оно по-прежнему нужно человеку для...

    1 комментарий
    29.07.2022 06:50:47
  • Панин Виктор Получение качественного образования не должно зависеть от одаренности или социальных возможностей

    Изначально все дети одаренные и талантливые и подвергать их сегрегации, делить на одаренных и одаренных – порочная практика. Министерские чиновники, которые призваны заниматься развитием образования, не должны употреблять даже такие термины. Безусловно, когда речь идет об узконаправленных сферах, какие-то одаренности есть, например, в спортивных достижениях, музыке, науках и так далее.
    Но в целом достижения детей в отдельных сферах не должны приводить к их «назначению» одаренными по отношению к другим детям. Система образования должна дать качественное образование всем детям без исключения – вне зависимости от таланта, социальных и финансовых возможностей. Каждому ребенку необходимо предоставить равные возможности и тот самый социальный лифт, роль которого играет система образования.    

    3 комментария
    04.02.2022 07:31:58
  • Панин Виктор Государству нужно активнее добиваться признания российских дипломов за рубежом

    Западные университеты и колледжи существуют в единой системе координат, куда Россию пока не пускают, выстраивают разного рода барьеры. Соответственно, зарубежные работодатели, которые могут предложить хорошую заработную плату и социальный пакет, предпочитают видеть у соискателей дипломы знакомых им, признанных у них учебных заведений. Данная причина помимо всех остальных влияет на отъезд наиболее активных выпускников на учебу за рубеж. Родители также хотят для своих детей, которые там отучились, получить определенные конкурентные преимущества на рынке труда.
    Чтобы сделать свое образование престижным, России нужно добиваться признания российских дипломов за рубежом. Об этом говорится давно, еще с момента развала СССР, когда Россия стала развивать свое образовательное пространство в новой системе координат, но, к сожалению, мало что делается в этом направлении. Сейчас стали поднимать науку, вкладываются огромные средства для продвижения престижа отечественного образования за рубежом...

    комментировать
    29.10.2021 09:13:24
  • Панин Виктор Оценить качество обучения сейчас достаточно просто

    Случаи, когда родители предъявляли претензии к школе из-за, по их мнению, низкого уровня качества знаний, встречаются в практике, но их немного по той причине, что доказать это непросто, особенно, если не знать, как это сделать. Провести независимую оценку качества обучения, знаний своих детей достаточно легко – обратиться, например, в столице, в Центр качества образования. Он проводит независимое тестирование и дает независимую оценку.
    Когда же речь идет о выборе школы для обучения и при этом большое внимание уделяется именно даваемым знаниям, в первую очередь работает «сарафанное радио». Родители делятся друг с другом, где хорошие учителя, качественная образовательная организация, хотя, разумеется, это мнение может быть субъективным. К объективным критериям можно отнести количество высокобальников по ЕГЭ и поступивших после школы в вузы.    

    3 комментария
    02.09.2021 15:07:19
  • Панин Виктор За школьное питание должна отвечать единая федеральная структура

    Бесплатного школьного питания не бывает в принципе: родители в любом случае за него платят, даже если оно льготное. Финансирование питания социально незащищенных групп населения осуществляется за счет бюджетных средств, дотаций, а бюджеты формируются за счет налогоплательщиков. Но бесплатно, т.е. за счет бюджетных средств питается мизерное количество детей, как правило, в начальных классах. Стоимость разнится в зависимости от региона. В Москве это одна сумма, она может доходить до 200-240 рублей в день, в регионах эта сумма может быть ниже, но не сильно.А вот размер дотаций из бюджета серьезно разнится от региона к региону. По нынешнему законодательству организация питания школьников отдана на откуп субъектам Федерации, и финансирование этого осуществляется, как из муниципальных средств, так из региональных, и частично где-то из федеральных. В Татарстане на питание ребенка в день выделяется из бюджета 8 рублей, в Липецкой области – 20 рублей в день. Понятно, что на эти деньги накормить...

    1 комментарий
    11.10.2019 10:29:39
  • Панин Виктор Говорить о том, что учить может любой – неправильно

    Жалобы родителей на недостаточную квалификацию и отсутствие педобразования у учителей случаются, и чаще всего, в начальной школе. Родители выясняют различными путями отсутствие необходимой квалификации у преподавателя, хотя, эта информация должна находиться в открытом доступе, в том числе на сайте образовательной организации, в соответствии с действующим Федеральным законом «Об образовании». Однако в 80% эту информацию найти невозможно. И когда родители узнают, что у того или иного педагога недостаточная квалификация, а бывает, что и нет педагогического образования, начинаются проблемы и претензии. Как правило, они заканчиваются либо сменой преподавателя, либо его увольнением. Хотя бывает, что директора школ защищают «честь мундира» и отстаивают преподавателя.

    Что касается законопроекта об отмене обязательного педагогического образования, то, на мой взгляд, учителя в школах должны обладать соответствующими специальными знаниями, в частности, методики преподавания предмета. Эти...

    1 комментарий
    23.08.2019 17:09:05
  • Панин Виктор Министерству образования стоит изменить подходы к питанию детей и безопасности уроков физкультуры

    В школе физической культуры не хватает, это ни для кого не секрет. В последнее время мы наблюдаем очень серьезную тенденцию снижения уровня здоровья у школьников, начиная с начальных классов, и чем старше ребенок, тем больше у него болезней. 

    Причиной тому не только отсутствие физических нагрузок, но и несоблюдение обычных санитарных норм и правил по использованию мебели и соответствующего инвентаря. К сожалению, в школах эти нормативы нарушаются сплошь и рядом.

    Что касается самого предмета физкультуры, то о каких принудительных мерах может идти речь? Дети что, стадо баранов, которое можно загнать на зарядку? Я бы посоветовал Госпоже Васильевой подумать над теми стимулами занятия физкультурой и спортом, которое возглавляемое ею министерство образования должно сформулировать и предложить детям. Также надо обратить внимание на низкую квалификацию учителей физкультуры, из-за чего у нас такое большое количество смертей на этих уроках. Поэтому чему удивляться, что...

    3 комментария
    22.02.2019 07:48:04
  • Панин Виктор Определением перечня подарков бытовую коррупцию не победить

    У нас как в известной присказке: либо вершки, либо корешки. От перестановки слагаемых в ней ничего не меняется. Я считаю, что законодательная инициатива об определении перечня допустимых подарков – это популизм в чистом виде.

    Мы имеем дело с бытовой коррупцией – серьезной проблемой нашего общества. Начинать нужно не с этого, а с того, что детей надо учить на наглядном примере, что не нужно ничего давать. Предложенным способом этого не достичь. Необходимо реализовывать просветительскую миссию, разрабатывать образовательные программы в этом направлении для родителей и детей. Но, увы, многие программы патриотического воспитания, психологической поддержки, на которые выделяются деньги из бюджета, не работают. Нужны по-настоящему рабочие инструменты, рабочие программы, которые действительно будут разъяснять в понятной форме и виде, может быть, даже мультипликационном, чтобы детям с юных лет было понятно: дарить подарки и давать взятки – нельзя. Может, когда-нибудь они и родителям объяснят это. 

    4 комментария
    14.12.2018 11:58:52
  • Виктор Панин Виктор Панин

    Руководитель Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования

    Эксперт