Виктор Панин. Точка зрения.

3 комментария К введению единой школьной формы не готовы ни родители, ни легкая промышленность

Существует мнение, что форма определяет содержание, но, думается, что в нынешней непростой ситуации, связанными с внешнеполитическими и экономическими моментами, в первую очередь стоит заботиться о качестве образования, которое пока, к сожалению, оставляет желать лучшего. Сигналов об улучшении качественных показателей образования пока нет.
На этом фоне очередная волна обсуждения необходимости введения единой школьной формы вызвала в обществе традиционно неоднозначную реакцию. В первую очередь из-за финансовых вопросов, так как непонятно, «за чей счет банкет», кто будет платить за покупку новой школьной формы. Пока все говорит о том, что эта обязанность ляжет на плечи, а, точнее, кошелек родителей. А также о том, что школьная форма даже при массовом производстве будет существенно дешевле, в рамках социальной нормы. Во всяком случае, сейчас в тех школах, где введена школьная форма, родители это на себе ощущают в полной мере, так как компании, которые по заказу ее шьют, задирают цены.
Нет никакой уверенности, что что-то изменится в этом плане даже в условиях массового производства. К тому же наладить его тоже проблематично – легкая промышленность России находится в плачевном состоянии – то есть, крупных производителей, которые способны предоставить необходимые мощности и объемы, в стране нет. Наши швейные предприятия отшивают лишь малые партии, крупные поступают извне, как и сырье для них.   

25.11.2022
1 комментарий Процессы в политике, экономике и учебной сфере неразрывно связаны

В отношении проблемных либо «особенных» детей и их возможного давления на общую атмосферу в школе, в последнее время достаточно напряженную в связи с общественными глобальными событиями, нельзя рекомендовать однозначное решение. В разных ситуациях нужны разные выходы. Поэтому и существует понятие дифференцируемого подхода, тут должно быть четко сформированное мнение образовательной организации. У школ существует достаточно широкий спектр возможностей для решения таких проблем. Соответственно, вопрос инклюзии или коррекции при наличии понимания проблемы, согласованной позиции школы и родителей, достаточно просто решается. Это точечные вопросы и они точно также – точечно – закрываются.
Другое дело, что общая ситуация с психологическим климатом в школах, как и в семьях, сейчас постоянно ухудшается на фоне происходящих процессов: санкционного давления, потери работы или снижения доходов у родителей и так далее. Поэтому даже в благополучных классах, где все дети достаточно ровны в психологическом состоянии, появление тревожных моментов, как буллинг или тем более скулшутинг – это результат влияния указанных факторов. Без устранения этих внешних воздействий существенно снизить тревожность и напряжение невозможно. Политика, экономика и учебная сфера неразрывно связаны. Школа в такой ситуации может помочь, заняв детей дополнительным образованием – занятиями в кружках, секциях. К сожалению, в стране не так много специалистов в этих направлениях и все меньше учителей готовы к такой работе, не так много директоров образовательных учреждений, которые понимают важность данного направления. В связи с этим президент Владимир Путин вынужден был реагировать и давать соответствующие поручения правительству.
Еще одна проблема – качество подготовки социальных педагогов и психологов, работающих в школах. К сожалению, немало на этих ставках трудятся специалистов совершенно без опыта работы и жизненного опыта, не знающие детей. Хотя на таких позициях должны присутствовать профессионалы.  
     
    

21.10.2022
1 комментарий Спрос на высшее образование по-прежнему велик, получить его становится все сложнее

По данным Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования спрос на высшее образование не падает. Стремление дать его детям превалирует в российских семьях, другое дело, что получить его не всегда становится возможным в последнее время. Количество бюджетных мест ограничено, высок порог поступления – на иные факультеты в топовые вузы даже стобальники не могут поступить. Для этого необходимо иметь дополнительные плюсы в виде успехов на олимпиадах, спортивные достижения – т.е. по факту необходимо портфолио. Не все это могут. Кстати, неслучайно в топах устремлений выпускников именно государственные вузы, а не частные. Как показала практика, даже самые престижные и модные частные учебные заведения дают весьма среднее качество знаний.
Поэтому все чаще выпускники выбирают для себя траекторию среднего профессионального образования во многих случаях с последующей перспективой получения высшего образования. С точки зрения жизненных перспектив оно по-прежнему нужно человеку для того, чтобы достичь определенного успеха. Причем, по большому счету, учеба в вузе дает не только профессиональную реализацию, но и личную. Крепкие семьи, династии на многие поколения возникают со студенческой скамьи.    

29.07.2022
3 комментария Получение качественного образования не должно зависеть от одаренности или социальных возможностей

Изначально все дети одаренные и талантливые и подвергать их сегрегации, делить на одаренных и одаренных – порочная практика. Министерские чиновники, которые призваны заниматься развитием образования, не должны употреблять даже такие термины. Безусловно, когда речь идет об узконаправленных сферах, какие-то одаренности есть, например, в спортивных достижениях, музыке, науках и так далее.
Но в целом достижения детей в отдельных сферах не должны приводить к их «назначению» одаренными по отношению к другим детям. Система образования должна дать качественное образование всем детям без исключения – вне зависимости от таланта, социальных и финансовых возможностей. Каждому ребенку необходимо предоставить равные возможности и тот самый социальный лифт, роль которого играет система образования.    

04.02.2022
комментировать Государству нужно активнее добиваться признания российских дипломов за рубежом

Западные университеты и колледжи существуют в единой системе координат, куда Россию пока не пускают, выстраивают разного рода барьеры. Соответственно, зарубежные работодатели, которые могут предложить хорошую заработную плату и социальный пакет, предпочитают видеть у соискателей дипломы знакомых им, признанных у них учебных заведений. Данная причина помимо всех остальных влияет на отъезд наиболее активных выпускников на учебу за рубеж. Родители также хотят для своих детей, которые там отучились, получить определенные конкурентные преимущества на рынке труда.
Чтобы сделать свое образование престижным, России нужно добиваться признания российских дипломов за рубежом. Об этом говорится давно, еще с момента развала СССР, когда Россия стала развивать свое образовательное пространство в новой системе координат, но, к сожалению, мало что делается в этом направлении. Сейчас стали поднимать науку, вкладываются огромные средства для продвижения престижа отечественного образования за рубежом, привлекаются иностранные студенты, но в их числе очень мал процент студентов из развитых стран. Всего этого недостаточно для достижения результата. Поэтому одна из главных задач государства по-прежнему заключается в том, чтобы российское образование стало конкурентоспособным, котировалось в мире, и российские дипломы принимались западными работодателями наравне с дипломами известных мировых учебных заведений.  

29.10.2021
3 комментария Оценить качество обучения сейчас достаточно просто

Случаи, когда родители предъявляли претензии к школе из-за, по их мнению, низкого уровня качества знаний, встречаются в практике, но их немного по той причине, что доказать это непросто, особенно, если не знать, как это сделать. Провести независимую оценку качества обучения, знаний своих детей достаточно легко – обратиться, например, в столице, в Центр качества образования. Он проводит независимое тестирование и дает независимую оценку.
Когда же речь идет о выборе школы для обучения и при этом большое внимание уделяется именно даваемым знаниям, в первую очередь работает «сарафанное радио». Родители делятся друг с другом, где хорошие учителя, качественная образовательная организация, хотя, разумеется, это мнение может быть субъективным. К объективным критериям можно отнести количество высокобальников по ЕГЭ и поступивших после школы в вузы.    

02.09.2021
1 комментарий За школьное питание должна отвечать единая федеральная структура

Бесплатного школьного питания не бывает в принципе: родители в любом случае за него платят, даже если оно льготное. Финансирование питания социально незащищенных групп населения осуществляется за счет бюджетных средств, дотаций, а бюджеты формируются за счет налогоплательщиков. Но бесплатно, т.е. за счет бюджетных средств питается мизерное количество детей, как правило, в начальных классах. Стоимость разнится в зависимости от региона. В Москве это одна сумма, она может доходить до 200-240 рублей в день, в регионах эта сумма может быть ниже, но не сильно.

А вот размер дотаций из бюджета серьезно разнится от региона к региону. По нынешнему законодательству организация питания школьников отдана на откуп субъектам Федерации, и финансирование этого осуществляется, как из муниципальных средств, так из региональных, и частично где-то из федеральных. В Татарстане на питание ребенка в день выделяется из бюджета 8 рублей, в Липецкой области – 20 рублей в день. Понятно, что на эти деньги накормить ребёнка невозможно. И основную нагрузку несут бюджеты семей. Эта ситуация ненормальная для развитого государства, поэтому этот вопрос должен решаться на федеральном уровне, за реализацию вопросов питания детей в садах и школах должна отвечать одна федеральная структура. Сейчас имеет место межведомственное взаимодействие, этим занимается и Минпрос и Минздав и Минсельхоз, кто только не участвует, и в случае чего все друг на друга пальцем показывают и крайних не найти. 

За червячков в рисе в тарелках у школьников должен отвечать поставщик питания, та компания, которая выиграла тендер, конкурс на организацию питания в конкретном детском саду или в школе. Но с другой стороны, и директор учебного заведения несет ответственность за эти вопросы. Поэтому во всех образовательных учреждениях существуют ответственные за питание: это либо учителя, либо медицинские работники, назначенные приказом директора следить за качеством блюд, за организацией процесса, чтобы поставщик, который обеспечивает это питание, выполнял все в соответствии с требованиями нормативных документов, а т.ч. СанПиНов.

Существуют санитарные нормы и требования потребления детьми в сутки витаминов, белков, жиров, углеводов, к качеству и безопасности продукции, но не везде они соблюдаются. Бывает так, что детей кормят однообразно, несбалансированно, не качественно.
Для нашей системы образования характерным в советское время школьное питание было организовано в соответствии и с диетическими столами, особенностями детей по медицинским показателям, и т.д. Были тогда диет-сёстры, диетстолы, отдельное питание для детей с особенностями работы пищеварительной системы, сейчас этого зачастую нет вообще. После развала Союза, смены государственных ориентиров, целей и задач, сейчас  иногда создаётся впечатление, что перед госструктурами стоят какие-то другие цели и задачи, которые не вяжутся и расходятся с интересами людей. 

11.10.2019
1 комментарий Говорить о том, что учить может любой – неправильно

Жалобы родителей на недостаточную квалификацию и отсутствие педобразования у учителей случаются, и чаще всего, в начальной школе. Родители выясняют различными путями отсутствие необходимой квалификации у преподавателя, хотя, эта информация должна находиться в открытом доступе, в том числе на сайте образовательной организации, в соответствии с действующим Федеральным законом «Об образовании». Однако в 80% эту информацию найти невозможно. И когда родители узнают, что у того или иного педагога недостаточная квалификация, а бывает, что и нет педагогического образования, начинаются проблемы и претензии. Как правило, они заканчиваются либо сменой преподавателя, либо его увольнением. Хотя бывает, что директора школ защищают «честь мундира» и отстаивают преподавателя.

Что касается законопроекта об отмене обязательного педагогического образования, то, на мой взгляд, учителя в школах должны обладать соответствующими специальными знаниями, в частности, методики преподавания предмета. Эти знания даются только в профильных педагогических вузах. Говорить о том, что учить может любой – это неправильно. Необходимо знать психологию ребёнка, много других специальных дисциплин, которые проходят студенты педвузов. Их невозможно заменить какими-то практическими навыками.

Почему создался дефицит педагогических кадров? В первую очередь из-за недостаточного уровня оплаты труда, особенно в некоторых регионах. Это следствие перекоса системы финансирования, когда образование финансируется не только из федерального центра, но и из региональных и даже муниципальных бюджетов. Система так запутана, что иногда невозможно найти того, кто отвечает за это финансирование.

В результате недофинансирования, снижается еще и качество образования. Учителя вынуждены брать 1,5-2 ставки, а это приводит к профессиональному выгоранию. Это же колоссальные нагрузки в первую очередь, психологические: множество детей в классах, каждый со своим характером, культурой, которую они несут из своих семей. Разумеется, учитель, пропуская всё это через свою нервную систему, часто не выдерживает, и попадает в «психологическую» яму.

23.08.2019
3 комментария Министерству образования стоит изменить подходы к питанию детей и безопасности уроков физкультуры

В школе физической культуры не хватает, это ни для кого не секрет. В последнее время мы наблюдаем очень серьезную тенденцию снижения уровня здоровья у школьников, начиная с начальных классов, и чем старше ребенок, тем больше у него болезней. 

Причиной тому не только отсутствие физических нагрузок, но и несоблюдение обычных санитарных норм и правил по использованию мебели и соответствующего инвентаря. К сожалению, в школах эти нормативы нарушаются сплошь и рядом.

Что касается самого предмета физкультуры, то о каких принудительных мерах может идти речь? Дети что, стадо баранов, которое можно загнать на зарядку? Я бы посоветовал Госпоже Васильевой подумать над теми стимулами занятия физкультурой и спортом, которое возглавляемое ею министерство образования должно сформулировать и предложить детям. Также надо обратить внимание на низкую квалификацию учителей физкультуры, из-за чего у нас такое большое количество смертей на этих уроках. Поэтому чему удивляться, что дети «голосуют ногами». Они выбирают любой способ, как избежать урока, пересидеть на перемене, принести справку об освобождении или банально не выполнять упражнения и установки, которые даёт учитель.

Большое внимание следует уделить и качеству питания в школах. Оно откровенно низкое. Если в Центральном регионе – Москве и Московской области дела с эти обстоят относительно неплохо, то в регионах к питанию школьников есть большие вопросы. Мы настаиваем на том, чтобы эти вопросы были отнесены снова на федеральный уровень и средства на обеспечение питания в школах должны быть заложены в федеральном бюджете, а не в региональных, как сейчас.   

22.02.2019
4 комментария Определением перечня подарков бытовую коррупцию не победить

У нас как в известной присказке: либо вершки, либо корешки. От перестановки слагаемых в ней ничего не меняется. Я считаю, что законодательная инициатива об определении перечня допустимых подарков – это популизм в чистом виде.

Мы имеем дело с бытовой коррупцией – серьезной проблемой нашего общества. Начинать нужно не с этого, а с того, что детей надо учить на наглядном примере, что не нужно ничего давать. Предложенным способом этого не достичь. Необходимо реализовывать просветительскую миссию, разрабатывать образовательные программы в этом направлении для родителей и детей. Но, увы, многие программы патриотического воспитания, психологической поддержки, на которые выделяются деньги из бюджета, не работают. Нужны по-настоящему рабочие инструменты, рабочие программы, которые действительно будут разъяснять в понятной форме и виде, может быть, даже мультипликационном, чтобы детям с юных лет было понятно: дарить подарки и давать взятки – нельзя. Может, когда-нибудь они и родителям объяснят это. 

14.12.2018
  • Виктор Панин Виктор Панин

    Руководитель Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования

    Эксперт