Россия существенно отстаёт в правовом регулировании вопросов репродуктивного здоровья граждан

Сфера вспомогательных репродуктивных технологий для России далеко не новая, однако, наши ближайшие соседи имеют либо отдельные законы, либо соответствующие подробные статьи в законах, регулирующих сферу охраны здоровья, чего нет у нас.

Российский законодатель почему-то обошёл вниманием ключевые вопросы. В том числе такой важнейшей составляющей данной технологии, как договор: существенные обязательные, факультативные условия договора, ответственность сторон, кто есть ребенок – некий товар или субъект отношений, законодательно точно не определены. Всё отдано на откуп непосредственно участникам сделки, но это неверно. Поэтому и суды по данным спорам сталкиваются с проблемами, вызванными неопределенностью и домысливанием составленных договоров.

Такое отставание, в том числе от ближайших соседей, необходимо в самое ближайшее время наверстать. Причем, создавать регуляторные механизмы не только для отдельных составляющих, таких как суррогатное материнство, но в целом для сферы репродуктивного здоровья. Это должен быть отдельный всеобъемлющий нормативный акт, в котором всем аспектам репродуктивного здоровья граждан были бы даны чёткие определения, расписаны права и обязанности каждого участника.

Пока же всё сведено к отдельным технологиям и обрывкам в законодательстве. Решаются периферийные вопросы, а общие глобальные и действительно насущные – нет. При разработке общего документа, приоритетное право и защита должны быть обеспечены ребёнку, как родившемуся, так еще и не родившемуся. Подобные правовые механизмы есть в законодательстве многих европейских стран, в Канаде, когда вне зависимости – родная это мать или суррогатная, её могут принудить соблюдать права ребенка, в том числе на здоровье.
 

13.03.2020

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Здравствуйте!

    Как так - суррогатное материнство есть , а законов нет?! может тогда отменить ПДД?

    Как можно считать человека родившегося не по законам природы человеком?!

    Разве размножение искусственных людей не является тем же самым, что делали фашисты в своих концлагерях - истреблением человечества?

    Основа права - что все равны перед законом, не означает же что и человек и собака имеют одинаковые права, ведь верно? почему же у искусственного человека такие же права как и у настоящего?!

    Не знаю как остальным, а мне чувство человеческого достоинства не позволяет выполнять указания искусственного человека. А ведь их кол-во увеличивается и благодаря деньгам их родителей они получают образование и будут принимать законы.

    Быть суррогатному материнству или нет - пусть сначала решат женщины (кто рожал ,поймет меня). Моя мысль в том, чтоб де-юре обозначить рожденных таким образом и ограничить их в избирательных правах и возможности занимать руководящие должности.
    Написал ВВ В (В ВВ) 04.04.2021 21:03
  • Центры репродуктивных технологий достаточно часто размещают цитаты из Библии, Святых отцов, например о том, что суррогатное материнство имело место еще в библейские времена. Но они не имеют никакого отношения ни к богословию, ни к религоведению, ни к религиозной жизни.
    Существует документ  «Об основах социальной концепции Русской Православной Церкви», который даёт разъяснения таким вопросам жизни верующих людей. В том числе в области политики, права, биоэтики  и т.д. В нём нет никакого запрета помощи бездетным парам, Церковь учитывает и благословляет современные технологии в области медицины, но в том, что касается экстракорпорального оплодотворения и, особенно, суррогатного материнства, считает его грехом. Вовсе не потому даже, что за это берут деньги, и что является, по сути, некой «проституцией в квадрате», а потому, что в брак вмешивается третий человек. Еще с давних времен священных писаний брак, это союз двух людей – мужчины и женщины. Именно поэтому Церковь считает суррогатное материнство грехом, а в некоторых государствах еще и беззаконием.


    Дальше...
    Написал Лебедев Валентин (Валентин Лебедев) 13.03.2020 12:56
  • На сегодняшний день фиксируется небольшой объем судебной практики по спорам в сфере суррогатного материнства. В первую очередь потому, что люди боятся идти судиться, когда их права в этом вопросе нарушаются. Построение договора, который заключается между будущими родителями и суррогатной матерью, к сожалению, в Конституции и в иных законодательных актах высокого уровня, не отражено и не коррелируется с законодательством о материнстве и детстве, в частности, с правами матери на ребенка.

    Поэтому в тех случаях, когда договорные отношения нарушаются со стороны женщин, вынашивающих ребёнка, они отказываются исполнять свои обязательства, и будущие родители идут в суд, чаще всего судьи разрешают спор с точки зрения защиты материнства и детства, и оставляют ребёнка с выносившей его женщиной. Здесь возникает сразу несколько проблем, в том числе с вероятным истребованием исполнений алиментных обязательств. Поэтому вполне возможно, что в связи с изменениями в Конституцию, правовое определение этих взаимоотношений будет отражено в Основном законе, тем более что новые пункты относительно материнства и детства в новой редакции представлены. 


    Дальше...
    Написал Гриценко Ирина (Ирина Гриценко) 13.03.2020 12:52
  • В правовом аспекте суррогатное материнство – вопрос очень сложный, неоднозначный и щепетильный. В 2011 году законодатель пришёл к выводу, что этому институту в России быть не от хорошей жизни. Сегодня в России порядка 10 миллионов бесплодных мужчин и женщин. Из них около 6 миллионов – это женщины, и порядка 4 миллионов – мужчины. У данной репродуктивной методики с точки зрения государства большие преимущества – помощь в решении демографической проблемы, продолжение рода для конкретной семьи, которая в силу медицинских показаний не может иметь детей. С другой стороны – это улучшение материального благополучия тех женщин и их семей, которые решились на помощь другим женщинам в обретении счастья материнства.

    Далее...
    Написал П. В. (аdmin) 13.03.2020 11:39
  • Александр Мохов Александр Мохов

    Доктор юридических наук, заведующий кафедрой медицинского права Московского государственного юридического университета имени Кутафина

    Эксперт