29 НОЯБРЯ 1781 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА КАПИТАН «ЗОНГА» УТОПИЛ 122 РАБА
Чтобы обуздать разразившуюся на борту эпидемию, капитан невольничьего судна «Зонг» приказал выбросить за борт часть своего «человеческого груза».
29 ноября 1781 года Коллингвуд, капитан британского невольничьего корабля «Зонг», раздражен: в трюме его судна начал портиться «товар». Эти арабские башибузуки продали ему больных рабов, страдающих дизентерией, лихорадкой, диареей и даже оспой. Что ни утро, то экипажу приходится выбрасывать за борт несколько десятков трупов. А каждый мертвый «негр» соответствует безвозвратной потере около 35 фунтов стерлингов, продажной цене раба на Ямайке, пункте назначения «Зонга». Джеймс Грегсон, фрахтователь корабля, будет в ярости из-за капитана Люка Коллингвуда. Не говоря уж о том, что капитан тоже заинтересован в прибыли. Но разве он не пошел на большой риск, запихнув четыреста сорок африканцев на борт «Зонга», то есть в 2,8 раза больше, чем планировалось изначально?
Да и экипаж какой-то дохлый. Уже семеро матросов померло от разных болезней с тех пор, как корабль 6 сентября 1781 года покинул Сан-Томе. Поэтому капитан, сам бывший хирург, весьма обеспокоен. Уже потеряно около 60 рабов, ну куда еще! Остается только одно: бросить всех больных черных за борт, прежде чем они умрут в трюме и заразят других. Это совершенно законно! Никто не может запретить честному торговцу распоряжаться своим товаром, как ему вздумается. Это не только разрешено, но и поощряется, поскольку за любого раба, утопленного для спасения остального груза, положена компенсация, выплачиваемая страховщиками. Невероятно, но факт! За каждого принесенного в жертву раба можно получить 30 фунтов, в то время как раб, умерший от болезни или выброшенный еще живым на каком-нибудь острове, не дает права на компенсацию.
За борт!
Капитан приказывает своей команде бросать больных рабов в воду. Против только старший матрос Джеймс Келсалл. Остальные следуют приказу. Они связывают тяжелыми цепями больных парами, а затем сталкивают их за борт. 29 ноября, в первый день бойни, в жертву приносится пятьдесят четыре раба. Они кричат, борются, цепляются друг за друга, но делать нечего – капитан и матросы безжалостны. Они видят не людей, а только испорченный товар и упущенную выгоду. Закон на их стороне. Эти идиоты «негры» должны пожертвовать собой на благо общего предприятия… На следующий день ужас продолжается: еще сорок две «человеческие связки» отправляются на дно морское. 1 декабря – еще двадцать шесть пар. В тот день десять рабов, в ужасе от бесчеловечности англичан, предпочитают немедленно покончить с собой. Они сами прыгают в воду. А это, как ни крути, самоубийство, которое не дает право на компенсацию! Вот же ублюдки!
После 112-дневного перехода (в два раза дольше, чем обычно), «Зонг» 28 декабря встает на якорь на Ямайке. Из 440 африканцев выжило 208. Потери составляют 53%. Сам судья-палач Коллингвуд очень болен и умирает через три дня после высадки. Как только корабль возвращается в Ливерпуль, совладельцы «Зонга» заявляют о своих убытках страховщикам, чтобы получить компенсацию, соответствующую 122 принесенным в жертву рабам. В своем дневнике Коллингвуд оправдывал массовое убийство болезнями и отсутствием воды на борту, что отрицает старший матрос. Неожиданно союзы страховщиков Ливерпуля начинают подозревать мошенничество со страховкой и 6 марта 1783 года начинают судебный процесс. Первое решение суд выносит в пользу владельцев. Страховщики подают апелляцию.
«Черные – это товар»
Во время апелляционного процесса несколько противников работорговли, таких как Грэнвилл Шарп, общественный деятель, филантроп, библеист и филолог, вступают в дело, пораженные судьбой африканцев, оторванных от своей родины. Но генеральный прокурор Англии и Уэльса резко отвечает: «Что это еще за утверждение, что за борт выбросили людей? Речь идет об имуществе и о товаре. Чернокожие – это и есть товар и имущество, принадлежащие владельцу, и глупо обвинять в убийстве этих правильно поступивших благородных людей. Покойный капитан Коллингвуд действовал в интересах своего корабля и защищал свою команду. Ставить под сомнение опыт капитана, который долгое время плавал под парусами и которого очень уважают, – безумие, особенно когда речь идет о рабах. Этот случай можно сравнить с как если бы за борт бросили бревно».
В конечном итоге лорд Мэнсфилд, который председательствует в суде, отказывает в компенсации, утверждая, что нехватка воды на борту явилась результатом неправильного управления судном со стороны капитана. Более того, это утверждение тем более неуместно, поскольку, как выяснилось, по прибытии на Ямайку на «Зонге» все еще оставалось 1 900 литров пресной воды. Он также ставит капитану в вину перегрузку корабля. Но судебное разбирательство по делу «Зонга» касается лишь компенсации за утраченный товар. Вопрос в обвинении Коллингвуда и его команды в убийстве даже не поднимается. Но, по крайней мере, этот случай заставил английскую публику осознать жестокость работорговли. Это понимание приведет к тому, что британский парламент 23 февраля 1807 года проголосует за закон, запрещающий атлантическую работорговлю (The Slave Trade Act), ратифицированный королем 25 марта того же года.
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
29.11.2021
Фредерик ЛЕВИНО, Гвендолина ДОС САНТОС Le Point
Комментарии