14 ОКТЯБРЯ 1793 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ЛЮДОВИКА XIV ВЫШВЫРНУЛИ ИЗ ЕГО ГРОБА В СЕН-ДЕНИ

14 ОКТЯБРЯ 1793 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ЛЮДОВИКА XIV ВЫШВЫРНУЛИ ИЗ ЕГО ГРОБА В СЕН-ДЕНИ

Фактически всех этих государей, погребенных в базилике, сбросили в одну яму, чтобы извлечь свинец из их гробов.

12 октября 1793 года Король-Солнце ощущает сильные удары, сотрясающие одну из стен склепа, где он вот уже 78 лет отдыхает со своими предками. Кого это там принесло? Людовик XIV удивлен и зол. Он смотрит на своих мать и отца, которых шум, кажется, совершенно не беспокоит, и они продолжают дрыхнуть. Остальные обитатели склепа тоже ничуть не беспокоятся. Внезапно тьму прорывают факелы. С криками врывается толпа. Некоторые тут же бросаются на гроб дедули – Генриха IV – и разбивают его с помощью молотков. Потом неожиданно все успокаивается. 13 октября ничего не происходит, атмосфера снова становится благостной и траурной. Людовик XIV вновь засыпает. Но ненадолго, потому что 14 октября захватчики возвращаются. Великий король чувствует, что его гроб поднимают неуклюжие руки. Он предупреждает: «Берегитесь моих язв!» Ага, поговори еще тут.

Но что, черт возьми, происходит? Да почти ничего: просто Республике, находящейся в состоянии войны с остальной Европой, необходим свинец для производства пуль. А во всех этих гробах, накопленных в Сен-Дени, этого свинца скопились тонны. Идея этого ограбления приходит на ум Бареру1, который от имени Комитета общественной безопасности предлагает Национальному конвенту разрушить королевские гробницы, чтобы отметить первую годовщину взятия Тюильри (10 августа 1792 года). Идею находят чудесной. Сразу же, 1 августа 1793 года, издается декрет, который гласит: «Могилы и мавзолеи бывших королей, воздвигнутые в церкви Сен-Дени, в храмах и других местах по всей Республике, будут уничтожены 10 августа».

Разбазаривание
Между 6 и 8 августа рабочие начинают с разрушения надгробных памятников королей династий Меровингов и Каролингов, находящихся в базилике. Но на этом осквернение прерывается. Лишь в субботу, 12 октября, около 15:00, трудяги, назначенные для этой печальной работы, возвращаются. Они начинают с нападения на надгробный памятник маршала Франции Тюренна, убитого пушечным ядром в 1675 году во время битвы при Засбахе. Слава об этом убитом воине всегда жила во Франции. Пробив гроб, рабочие обнаруживают тело в идеальной сохранности. В яму, вырытую для этой цели, его не бросают, а поскольку он «является одним из выдающихся личностей», передают хранителю церкви по имени Хост, который и помещает его в ризницу церкви, куда в течение 8 месяцев будут приходить тысячи посетителей. Чтобы заработать немного деньжат, Хост продает зубы маршала любителям различных реликвий. Камиль Демулен2, пришедший в свою очередь воздать ему должное, находит беззубого Тюренна. Поскольку зубов уже нет, он берет его палец. В июне 1794 года профессор Музея естественной истории в Париже обнаруживает существование тела маршала, которое он требует перенести в Сад растений3, где и укладывает его между слоном и носорогом. Лишь в 1800 году Тюренн наконец займет свое место в Доме инвалидов.

Пятьдесят четыре гроба
После гроба Тюренна рабочие атакуют усыпальницу Бурбонов, в которую они проникают, разбив стену, и, таким образом разбудив Людовика XIV. Сюрприз: здесь многолюдно, как в трущобах 18-го округа столицы. В пространстве размером шестнадцать метров в длину и шесть метров в ширину (менее ста квадратных метров) находятся пятьдесят четыре соседа по комнате, размещенных в таком же количестве дубовых гробов, покрытых бархатом или муаром и установленных на полу. Железные козлы разъедены ржавчиной. Они расположены в два длинных ряда, разделенных узким проходом. Если это место вечной обители кажется очень скромным, то это вина первого Бурбона. Действительно, будучи жертвой покушения, Генрих IV не успел спланировать достойную себя гробницу. Его гроб быстренько установили в церемониальном склепе, где впоследствии и разместятся все его преемники. Самым последним, кому едва хватило места в этом склепе, стал Луи Жозеф Ксавье Франсуа, старший сын Людовика XVI, умерший в возрасте семи лет в 1789 году.

Под наблюдением предпринимателя Сельера, нескольких уполномоченных Конвента и делегатов Комиссии по делам искусств рабочие начинают с нападения на гроб Сердцееда4. Сильными ударами молотков они ломают дерево, затем мощными ножницами разрезают свинцовый саркофаг, находящийся внутри. Появляется король, более зеленый, чем свежая трава. Гроб ставят у колонны. Толпа людей проходит мимо, любуясь «добрым королем». Взмахом сабли один солдат отрезает от бороды длинную прядь. «Я тоже французский солдат! – кричит он. – С этого момента у меня будут такие усы», – и прикладывает прядь к своей верхней губе. Затем какой-то муниципальный служащий выбрасывает голову.

Наступает ночь, рабочие уходят, откладывая остальные операции на следующий день. Следующий день – это воскресенье, 13 октября. В воскресный день работать не принято. Поэтому осквернение усыпальницы Бурбонов с новой силой начинается в понедельник, 14 октября 1793 года. До сегодняшних дней дошло несколько описаний. Одно из них принадлежит 29-летнему Анри-Мартену Манто, другу монаха Дрюона, бывшего настоятеля аббатства Сен-Дени, ставшего архивистом этого места. Он приходит полюбопытствовать. Когда он пробирается в склеп, рабочие только что вскрыли свинцовый гроб Марии Медичи, второй жены Генриха IV. Внутри они находят кости, покрытые противным слизистым налетом. Двое или трое санкюлотов вычерпывают всю эту дрянь с помощью ковшиков, чтобы освободить свинец. В это время, рассказывает Манто, на останки несчастной королевы, которую рабочие обвиняют в убийстве своего мужа, изрыгаются проклятия. Атмосфера накаляется. Самые смелые отрывают от черепа последние сохранившиеся остатки волос. Их передают из рук в руки. Манто тоже хватает и прячет себе в карманы несколько прядей. Так, теперь разберемся с Анной Австрийской. Рабочие обнаруживают сгнившее тело, завернутое в очень толстую красную ткань. Это одеяние Третьего ордена Святого Франциска.

«Труп сохранил свои формы»
Манто достаточно насмотрелся, он выходит из гробницы вместе с монахом Дрюоном. Оба молча собираются с мыслями возле останков Тюренна, которого еще пока не перенесли в ризницу, затем идут посмотреть яму, постепенно наполняемую телами, вытаскиваемыми из гробов. «Тела Генриха IV и Людовика XIII уже принесли и бросили в эту яму. Первый оставался в течение двенадцати часов в нижней часовне, вызывая у одних желание поклониться, а у большинства просто любопытство. [...] Оба принца брошены яму, один рядом с другим. Людовик XIII справа от Генриха IV, но в обратном для наблюдателя направлении».  Другой свидетель, присутствовавший при вскрытии гроба Генриха IV в субботу, 12 октября, оставил следующие свидетельства: «Труп сохранил свои формы, так что можно распознать его заветные черты; присутствовавших негодяев и самого Робеспьера при виде этого охватил непроизвольный страх; все медленно подошли ближе и почтительно вырвали несколько волосков с бороды Анри, которую с тех пор носили в кольцах, как реликвию».

Манто видит, как мужчины несут большой дубовый гроб. Надпись на боку указывает, что это Людовик XIV. Вскрывается свинцовая оболочка, из-под которой показывается тело Короля-Солнце. Как ни странно, оно выглядит нетронутым, хотя приобрело цвет черного дерева. Длинная широкая повязка с его шеи снимается, и можно разглядеть черты лица. «Казалось, что этот принц все еще вызывает уважение и что, судя по серьезности его лица, он как бы угрожает своим осквернителям». Санкюлоты извлекают тело того, кто безраздельно властвовал над Францией, и бросают его в яму, головой вниз. Там он бесцеремонно лежит на теле своего деда Генриха IV. Толпа собирается, чтобы посмотреть, как три монарха – отец, сын и внук – впервые обнимают друг друга. Особо любопытные, не раздумывая, опускают в яму лестницу, чтобы спуститься и все хорошо рассмотреть.

Манто, желая разжиться реликвиями, спускается в свою очередь. Он подходит к Людовику XIV, пытается оторвать кусок плоти от руки, затем от ноги. Уф, сложная задача! Он хватает за челюсть, чтобы вырвать зуб, но, блин, они хорошо держатся. Наконец, молодому человеку удается оторвать ноготь с правой руки. Есть! Ободренный этой первой победой, он теперь принимается за тело Генриха IV. Правая ступня у него под самым носом, и он отрывает ноготь с мизинца. Манто – не единственный, кто желает поиметь сувенир. Некий Шарль Брюле хватает челюсть Дагобера5, кусок черепа Святого Людовика, зубы Генриха III, волосы Филиппа-Августа и ногу Екатерины Медичи.

Жуткая вонь
Довольный Манто выбирается обратно из ямы и видит извозчика, разрезающего ножом живот Короля-Солнце, погружающего туда руку и вынимающего большое количество пакли, заменяющей королю внутренности. Под радостные крики толпы он тем же манером раскрывает королю рот.

Новый труп бросается в яму. Он совсем миниатюрный, это Мария-Терезия ​​Австрийская, которая падает рядом со своим мужем, не удосужившись сделать реверанс. Двадцать три года спустя Манто передаст свои три реликвии Людовику XVIII. Они будут помещены в усыпальницу Бурбонов, когда Людовик XVIII, в свою очередь, будет там похоронен в 1824 году.

Осквернение возобновляется в среду, 16 октября, в 7 часов утра. В этот день рабочие выполняют чертовски трудную работу: выпотрошены двадцать один гроб, а их обитатели брошены в яму. Главные изгнанные принцы: Генриетта Французская, Филипп Орлеанский, Карл V, Жанна Бурбонская. Вонь стоит жуткая. «Большинство тел в стадии гниения. Из них выходил густой черный пар с неприятным запахом, от которого старались избавиться с помощью уксуса и пороха, который поджигали, что не избавляло рабочих от тошноты и температуры, которые, впрочем, не имели плохих последствий», – пишет один свидетель.

Драгоценные украшения
К 12 часам дня (как раз в это время и в этот же день Мария-Антуанетта поднимается на эшафот) гроб Людовика XV переносят на край могилы, чтобы там его разбить. Мудрая предосторожность, потому что при открытии струя зловонных миазмов заставляет любопытных отшатнуться от ужаса. На первый взгляд король хорошо сохранился. «Кожа была белой, нос пурпурный, а ягодицы красные, как у новорожденного ребенка, и он буквально плавал в обильной воде, образовавшейся в результате растворения морской соли, которой он был покрыт, а не обычно используемого бальзамирования», – написал свидетель Ленуар. Но обнаженная гнилостная плоть Возлюбленного6 источает такое зловоние, что солдаты достают порох и стреляют из винтовок, пытаясь его рассеять. Они спешат засыпать труп известью и землей.

Отныне усыпальница Бурбонов пустует. Воссоединение членов семьи прервано навсегда. Но в базилике все еще есть много часовен, которые можно разграбить. В 3 часа дня приступают к Карлу V, умершему в 1380 году, а затем занимаются его женой и их детьми. В гробах только кости, драгоценные камни, короны и скипетры. С 17 по 25 октября все часовни методично очищаются от обитателей и, соответственно, от драгоценных металлов. Через это «очищение» проходят все Валуа: Генрих II и его жена Екатерина де Медичи, их трое коронованных сыновей. Затем очередь Каролингов и Меровингов. Самый старый из выброшенных обитателей – Дагоберт, умерший в 638 году. После почти двенадцати веков сна он даже не успевает поменять свой саван.

После 24 лет тесноты, проведенной в яме, 21 января 1817 года короли и королевы Франции будут снова эксгумированы, чтобы их вперемешку запихнуть в дюжину сундуков, помещенных в склеп. Надо сказать, что известь почти не уменьшила их общий объем. Людовик XVIII также пользуется этой возможностью, чтобы репатриировать из-за границы в Сен-Дени останки своего брата Людовика XVI и его жены. Наконец-то вся семья в сборе.

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

 

1 - Бертран Барер де Вьёзак – французский политик и адвокат. Как участник Великой французской революции 1789 – 1792 годов являлся депутатом Учредительного собрания и национального Конвента, в последнем из которых он выражал интересы так называемого «болота».

2 - Камиль Демулен – французский адвокат, журналист и революционер. Инициатор похода на Бастилию 14 июля 1789 года, положившего начало Великой французской революции. Один из лидеров кордельеров. Казнен в период террора.

3 - Сад растений Парижа – открытый для публики ботанический сад. Является частью Национального музея естественной истории.

4 - Прозвище короля Генриха IV.

5 - Дагоберт I (ок. 608 – 19 января 639) – король франков в 629 – 639 годах из династии Меровингов.

6 - Официальное прозвище Людовика XV.

14.10.2021

Фредерик ЛЕВИНО, Гвендолина ДОС САНТОС Le Point

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА
    Что такое «реестровая ошибка» на себе испытали не только владельцы квартир и земельных участков, но и целые улицы, поселки и даже субъекты РФ.  Масштаб проблемы характеризуют цифры Росреестра: порядка...
  • Умереть в Верховном суде - это не сложно? Умереть в Верховном суде - это не сложно?
    На заседании суда кассационной инстанции по уголовному делу руководителей "Волжской ипотечной корпорации" произошел случай, который заставляет всерьез задуматься: кто же отвечает за оказание первой помощи...
  • CУПРУЖЕСКАЯ ДОЛЯ CУПРУЖЕСКАЯ ДОЛЯ
    Разделение на «мое» и «наше» в супружеской жизни, как правило, особой роли не играет. Ровно до того момента, как дело доходит до развода или семья попадает в сложную финансовую ситуацию вплоть до банкротства...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...