7 МАЯ 1824 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА БЕТХОВЕН ДИРИЖИРОВАЛ ДЕВЯТОЙ СИМФОНИЕЙ

7 МАЯ 1824 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА БЕТХОВЕН ДИРИЖИРОВАЛ ДЕВЯТОЙ СИМФОНИЕЙ

Ставший глухим как пень, композитор после премьеры в венском театре Кернтнертортеатр передает дирижерскую палочку своему другу.

7 мая 1824 года, во время первого исполнения Девятой симфонии в театре Кернтнертортеатр в Вене, Людвиг ван Бетховен действительно является единственным человеком, который не осознает, что последняя нота его Девятой симфонии только что прозвучала. Повернувшись спиной к публике с закрытыми глазами, он еще несколько секунд продолжает отбивать такт. Глухой как пень, он не слышит звуков оркестра и полагается лишь на музыку, звучащую у него в голове. Однако он на несколько секунд отстает от оркестра, отсюда и задержка.

Скрипач Йозеф Бём впоследствии признается: «Он яростно жестикулировал. В некоторые моменты он резко выпрямлялся, в другие – склонялся до земли; он двигался так, словно хотел лично играть на каждом инструменте и петь вместо всего хора. Все музыканты, продолжая играть, позволяли ему следовать его собственному темпу». Надо отметить, что перед концертом дирижер Микаэль Умлауф дал указание музыкантам и певцам полностью игнорировать Бетховена.

Все встают, овация
Бетховен наконец открывает глаза и поворачивается к оркестру. Он не слышит, как публика неистово хлопает в ладоши. Контральто Каролина Унгер изящно направляется к Бетховену, приглашая его повернуться, чтобы получить овации зала. Зрители удваивают энтузиазм. Овации стоя! Зная, что он ничего не слышит, зрители машут руками в воздухе, кидают к потолку десятки шляп и носовых платков. Это триумф. По словам очевидца, «зрители встретили музыкального героя с величайшим уважением и симпатией, они с глубоким вниманием слушали его великолепное и гигантское творение и бурно аплодировали, часто в момент самого исполнения и после каждого акта». Исступленное почтение венской публики ошеломляет Бетховена до такой степени, что ему даже становится немного неловко. Бетховена отвозят к его секретарю Антону Шиндлеру, где он валится на постель и засыпает на всю ночь, не выпив, не отужинав и даже не раздевшись.

Этой Девятой симфонией он одержим уже 32 года. С того самого дня в 1792 году, когда молодой Людвиг открыл для себя поэму Шиллера «Ода к радости». Ему 22 года. Его разум буквально воспламеняется. Он уже мечтает положить это на музыку. Его друг Людвиг Фишених поддерживает его, и, поскольку он близок к семье Шиллера, пишет им в январе 1793 года, чтобы рассказать о своем молодом друге-музыканте. «Посылаю вам сочинение () от молодого человека, чьи музыкальные таланты станут всемирно известными... Еще он хотел бы положить на музыку "Оду к радости" Шиллера… Я ожидаю от него чего-то безупречного, потому что, насколько я знаю, он действительно велик и возвышен». Невероятное предчувствие.

Не совсем гимн радости...
Бетховен уезжает в Вену. Проходят годы. Проект, спрятанный в уголке его мозга, постепенно созревает. В нескольких случаях музыкант придумывает мелодические темы для своей симфонии, которые он пускает то тут, то там в своих композициях, чтобы проверить их звучание. То же самое он делает и со стихами «Оды к радости», разбивая их на части, чтобы переложить на музыку.

Так, в эпилоге Фиделио можно узнать третью строку второй строфы. За двадцать лет произведение созревает в сознании маэстро. В 1812 году на Бетховена снисходит озарение: он посвящает симфонию ре мажор поэме Шиллера. Поскольку он только что закончил сочинять седьмую и уже начал восьмую симфонии, «Гимн радости» будет под номером девять! Опять же, время, время… Десять лет! Идея смешать хор и солистов приходит к Бетховену, завершившему в декабре 1823 года четвертую и величественную часть своей симфонии. До концерта он все еще колеблется: следует ли заменить финальный хор чисто инструментальным финалом?

В первые месяцы 1824 года Бетховен переживает период отчаяния. Венцам нравится только итальянская опера и Россини. Он хочет уехать в Лондон. Может быть, там смогут по достоинству оценить его выдающийся талант. Только письмо от самых его преданных поклонников, умоляющее композитора не уезжать, удерживает его в Вене. Репетиции Девятой симфонии – это настоящая каторга. Певцы жалуются на слишком высокие ноты в ряде отрывков, которые почти невозможно спеть. Они настаивают на том, чтобы композитор изменил свою партитуру: напрасно, он остается глухим к их жалобам. Несмотря на все эти подводные камни, концерт 7 мая проходит с оглушительным триумфом. Но Бетховен пока не удовлетворен. После того как заплатили музыкантам и хористам, а также распечатали множество партитур, в его кармане почти ничего не остается. Всего около 420 флоринов. Композитор в полном отчаянии, убежденный в том, что его обманули. Ну какой это, к черту, «Гимн радости»…

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

07.05.2024

Фредерик ЛЕВИНО, Гвендолина ДОС САНТОС Le Point

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Александр Коновалов: Адвокаты имеют право на карьеру Александр Коновалов: Адвокаты имеют право на карьеру
    На заседании Коллегии Минюста России Александр Коновалов подчеркнул: «система внутреннего корпоративного роста адвокатов должна иметь место»
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...